Наталья Сергеева
Формирование певческих умений и навыков дошкольников — путь к развитию песенного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование певческих умений и навыков дошкольников - путь к развитию песенного творчества
Цель: развитие различных граней музыкальных способностей детей с учетом их индивидуальных природных задатков и способностей при обучению пению.
Задачи: формировать певческие умения и навыки;
обучать детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
Публикация «Формирование певческих умений и навыков дошкольников — путь к развитию песенного творчества» размещена в разделах
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
развивать музыкальный слух, т. е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности;
развивать певческий голос, укреплять и расширять его диапазон.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. С помощью голоса многое можно выразить, о многом рассказать. Этот вид музыкальной деятельности в детском саду дает большой простор для развития песенного творчества.
Уже с младшего дошкольного возраста я обращаю внимание на певческие возможности каждого ребенка, работаю над чистотой интонации, над дикцией и выразительностью исполнения. С особой тщательностью я, подбираю певческий репертуар. Использование народных песен является в моей работе одним из основных направлений, так как народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи и, конечно, духовно обогащает детей.
Детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздуха.
Для формирования голоса и слуха дошкольников я использую различные методики и упражнения, которые являются основой для развития песенного творчества детей.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
Тренировка силы вдоха и выдоха.
Развитие продолжительности выдоха.
Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.)
На каждом занятии я провожу 2-3-х минутные упражнения для развития музыкального слуха, используя «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Работа начинается с младшего дошкольного возраста - я учу различать звуки по высоте (в пределах широких интервалов, в среднем дошкольном возрасте добавляется умение различать и передавать хлопками и на металлофоне звуки разной длительности, в старшем дошкольном возрасте - дети различают движение мелодии вверх-вниз, слышат устойчивый звук.
Все это закрепляется в музыкально-дидактических играх.
Для развития тембрового слуха - «Музыкальные загадки», «Определи инструмент», «Тихо, громко запоём» и т. д.
Для развития чувства ритма- «Определи по ритму», «Выложи ритмический рисунок».
С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса использую игры «Мамы и детки», «Кто как поет?», «Ну-ка, угадай-ка».
Таким образом, применение дидактических игр способствует развитию музыкального слуха и голоса.
Обучая детей пению, большое внимание я уделяю хоровому пению.
Хоровое пение развивает коммуникативные качества личности, способствующие положительному взаимодействию с окружающим миром. Хор - это, прежде всего, коллектив. Только в дружном хоровом коллективе создается атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела.
В пении хором я стараюсь приучать детей слушать себя и товарища, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Я учу детей «вступать в песню» точно после вступления, акцентирую внимание на выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз.
Овладение этими музыкальными умениями оказывает неоценимую помощь в развитии песенного творчества дошкольников, которое я разделила на четыре этапа:
• импровизация звукоподражаний –младший дошкольный возраст;
• нахождение интонации и тоники –средний дошкольный возраст;
• сочинение попевок и песенок на заданный текст по образцу педагога – старшая группа ;
• придумывание мелодий в определенном жанре –подготовительная группа.
Дети получают огромное удовольствие от собственного еще не совершенного, но уже сочинения, от способности создавать что-то новое, свое.
Я считаю, что главное в процессе развития музыкального творчества детей поддержать ребенка, создать атмосферу доброжелательности, доверия и взаимного уважения. Только в таких условиях ребенок может раскрыться, проявить способности в полном объеме, выразить свои интересы, ощутить себя свободным, то есть полноценно творчески развиваться.