Ковалёва Марина
Развитие словесного художественного творчества детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие словесного художественного творчества детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Огромную роль в становлении словесного творчества играет восприятие детьми произведений художественной литературы и театрализованная деятельность по мотивам прочитанных литературных произведений.
Публикация «Развитие словесного художественного творчества детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
О. С. Ушакова, Л. В. Танина отмечают, что детское художественное творчество средствами театрализованной деятельности носит поэтапный характер. На первом этапе обогащается восприятие за счет жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями. Второй этап – собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Третий этап характеризуется появление новой продукции.
К задачам приобщения детей старшего дошкольного возраста к художественному творчеству относятся :
- развитие лексической, грамматической, фонетической сторон речи детей, с обращением особого внимания на развитие образной речи;
- формирование эстетического восприятия литературных произведений разных жанров, узнавания специфических особенностей каждого жанра;
- развитие способностей изображать художественный образ сказочных персонажей через диалоги, интонацию, движения, жесты, мимику;
- формирование умения создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик;
- расширения интереса и стремления к словесному и театральному творчеству.
Для решения этих задач использовали следующее:
- ознакомление с русскими народными сказками в иллюстрированных художниками специальных изданиях;
- чтение и рассказывание сказок с использование мультфильмов, грамзаписей, настольного, пальчикового и кукольного театра и их последующий анализ;
- рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников И. Хохлова, Е. Антоненкова, Т. Мавриной, В. Лебедева, Е. Рачева и нахождение по иллюстрациям отрывков из сказок; беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических моментов сказки;
- выпуск альбомов, книжек – малышек по сказкам (совместно с родителями);
- использование изобразительной деятельности : рисования, лепки, аппликации персонажей сказок и отдельных сюжетов;
- проведение игр, речевых упражнений, пластических этюдов, развивающих умение детей соединять слово и движение, выразительную передачу образа с жестами и мимикой;
- подбор и использование музыкальных произведений в соответствии с содержанием сказки;
- составление спектаклей на основе прочитанных сказок.
На первых занятиях детей знакомили с произведениями разных жанров: сказкой («Заяц - хваста», стихотворением («Зайчик» - В. Хорол) и рассказом («Про зайчат» - Е. Чарушин). Затем детям задавали вопросы с просьбой определить жанр. Сказку определяют все дети, стихотворение называют некоторые, возникают трудности с определением жанра рассказа. А вопрос: «Чем отличается сказка от рассказа?» заставляет детей думать, рассуждать. Они отвечают, что в сказках животные, как люди, одеваются, разговаривают, в них все друг другу помогают, много волшебства.
На втором занятии проводили викторину «Узнай сказку». Дети узнавали сказки по иллюстрациям, прочитанным отрывкам, загадкам. Все знают сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Красная шапочка», «Лисичка со скалочкой».
На третьем занятии детям читали сказку «Заюшкина избушка». После чтения предлагали ответить на вопросы. Спрашивали, какая это сказка – добрая или злая. Ответы детей были разными :
- добрая, потому что петушок помог зайчику;
- злая, потому что лиса злая;
- жалко, что медведь такой большой, а зайчику не помог.
Предлагали детям дать характеристику персонажей. (Лиса хитрая, ловкая, злая, нечестная; зайчик маленький, всего боится, трудолюбивый.) Дети пытаются изобразить лису, когда она выгнала зайчика, и испуганного зайца так, чтобы можно было догадаться. Они с удовольствием передавали отдельные эпизоды в рисунках, рисовали любимых героев сказки, вырезали домик лисы и зайца из бумаги. С большим интересом лепили отдельных персонажей и небольшие сюжеты из сказки. С помощью отдельных рисунков составили книжку – малышку «Заюшкина избушка». В свободное время дети импровизировали небольшие диалоги: лисы и зайчика, лисы и собак, лисы и медведя, лисы и петушка и т. д.
На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания использовали упражнения и пластические этюды. Когда дети выполняли пластические этюды, их действия сопровождались словами, характеризующими повадки зверей:
- лисичка – рыжая, пушистая, хитрая, игривая, походка легкая, осторожная, красивая;
- медведь – толстый, неуклюжий, косолапый, неповоротливый и походка тяжелая, замедленная;
- заяц – быстрый, шустрый, резвый, трусливый, он не просто убегает от волка, а несётся, мчится; если останавливается, трусливо озирается, прижимает уши;
- волк – злой, сердитый, страшный, бегает быстро, ищет добычу, щелкает зубами, торопится поймать кого- нибудь;
- ёжик – колючий, смелый, находчивый, добрый, друзей никогда не уколет и др.
Дети следили за своей речью и речью других, отрабатывали жесты, мимику, движения, голос. Сначала это давалось им с трудом, но постепенно индивидуальная работа с каждым ребенком принесла результаты. Дети уже могут сказать, у кого хорошо получается какая роль.
На одном из занятий детям предлагалось придумать другой конец сказки. Например, если бы петушок тоже испугался лисы, то смог бы помочь зайчику? Детям предлагалось смоделировать содержание сказки, чтобы лучше запомнить последовательность изложения сюжета.
Затем детей знакомили со следующим этапом сказки, который они сочинили сами. Проводилось голосование, чья сказка получилась самая интересная и почему.
Постепенно дети подводятся к понимаю, что они будут показывать новую сказку. Эту сказку они придумали сами. Для спектакля распределяли роли, подбирали атрибуты, выполняли небольшие детали к костюмам – шапки-маски, бантики, поясок для зайчика. В ходе подготовки к спектаклю дети предлагают внести новых персонажей в содержание сказки «Например, Кота в сапогах». Он предлагают лисе сладости, естественно она не выдерживает, выскакивает на минутку, здесь то герой её и выгоняет. Дети и взрослые сделали книжку по новой сказке «Как Кот в сапогах помог зайцу».
По результатам образовательной деятельности наблюдается : что вся работа на занятиях и в свободное время влияет на детей. Они стали активными, общительными, раскованными, речь приобрела эмоциональность, правильность, непринужденность. У детей появилась потребность выступать. Общаясь непосредственно изо дня в день с театральным искусством, они научились быть терпеливыми друг к другу, сдержанными, собранными.
Театрализованная деятельность сформировала у детей правильную, выразительную, четкую речь, у них обогатился словарный запас, образная лексика.