Мария Роденко
Развитие у детей словесного творчества через приемы активизации речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие словесного творчества через приемы активизации речи.
Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. И чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать мысли, лучше взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Речь способствует развитию воображения, а также умению представлять мир разными способами, более гибко и нестандартно мыслить. Опираясь на отдельные признаки, представлять отдельный образ.
Публикация «Развитие у детей словесного творчества через приемы активизации речи» размещена в разделах
Творческая деятельность находится в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, его разнообразия. В фантазиях детей больше чувства. Они верят в то, что сами воображают. Не может быть творчества без воображения, фантазии. Эти позитивные качества личности, которые присутствуют у всех детей. Это не только необходимое условие для творчества, с его помощью проходит активное психическое развитие человека.
Творчество – это не только возможность своими руками создать какие-то предметы, но и особый подход к решению самых разных ситуаций. Воображение дает нам возможность искать выход из положения там, где он возможен, но не очевиден. Для ребенка развитие творческого мышления открывает большие перспективы.
Самым сложным, на мой взгляд, является формирование способности к словесному творчеству.
Для реализации этой задачи в своей работе с детьми использую следующие приемы :
1. «Салат из сказок».
Например: Пофантазируй и расскажи, что случится, если Красная Шапочка повстречает в лесу Колобка. Какие приключения их ждут? Кого бы они встретили в лесу?
2. «Старые сказки на новый лад».
Например: Придумывание другого окончания сказки с появлением новых героев или изменением характера героев.
Представь, что бы было, если бы Красная Шапочка была злой, а волк – добрый.
Расскажи.
3. «Учимся сочинять сказки».
Например: Придумай и нарисуй главного героя для своей сказки. После этого придумай сказку со своим героем. Здесь помогут вопросы: - Куда отправился герой?
- Что нужно будет сделать герою?
- Кто может повредить герою?
- Кто может ему помочь?
- Какое волшебное средство оказалось у героя? Как он его получил?
- Как герой справился с трудностями? И т. д.
4. «Поросята на велосипедах».
Например: Детям предложить слова, с помощью которых они должны придумать историю: «поросята», «волк», «лес», «велосипеды». В результате может получиться история, что поросята от волка ухали на велосипеде сразу к домику Наф - Нафа, и все домики остались целы.
5. «Составление рассказа по последнему слову в предложении».
Например: Воспитатель начинает рассказ, дети по –очереди продолжают, начиная с последнего слова в предложении : «Однажды Снеговик получил письмо от Деда Мороза. Дед Мороз готовил подарки для детей и звал помочь Снеговика. Снеговик собрался в путь. И т. д.
6. «Составление монолога».
Например:- О чем думает кот?
- О чем грустит растение?
- Роль светофора на перекрестке. О чем он говорит?
- Роль журналиста.
7. «Ошибочные действия»
Например: Придумать смешные истории для детей – это строить их на ошибке.
- «Повара вызвали на пожар по телефону 02, он взял свою кастрюлю с водой и побежал бороться с огнем…».
- «Щенок не умел лаять, зато кот научил его мяукать, а корова мычать…».
8. «Игры-размышления».
Например: - Что было бы, если у меня была волшебная палочка…
- Представьте, что будет, если Иван-Царевич превратится в лягушку…
9. «Беседы о будущем».
Например: «Я мечтаю…»
10. «Диспуты».
Например: - Почему вода не горит? Докажи.
- Почему апельсин не тонет?
11. Небольшие ролевые постановки тоже отлично подходят для развития воображения и фантазии. Для этого необходимо предоставить реквизит (одежда, маски, игрушки). Дети при этом используют логику, свой опыт и, конечно же, воображение. Все это тесным образом связано с развитием речи и мышления.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 25»,
г. Печора, Республика Коми,
Роденко М. Е.