Папки-передвижки

Консультация с элементами тренинга для родителей «Влияние сказок на развитие детей раннего возраста»

Ольга Федулова
Консультация с элементами тренинга для родителей «Влияние сказок на развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние сказок на развитие детей раннего возраста

«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.

Сказка может дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребенку узнать мир,

может одарить его воображение и научить,

критически воспринимать окружающее»

Д. Родари

Публикация «Консультация с элементами тренинга для родителей „Влияние сказок на развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.

1. Приветствие.

Психолог: Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовёт своё имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени. Ответы родителей.

2. Обсуждение «Что такое сказка?»

Психолог: Я предлагаю вам подумать и ответить на вопросы «Что же такое сказка?»; «С какого возраста нужно читать сказки детям?» Родители размышляют над вопросом

Конечно же, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка несет ребенку радостное, оптимистическое восприятие мира. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

В период привыканию к детскому саду сказка помогает решить непростые психологические проблемы и справиться со стрессом. Также они способствуют всестороннему развитию ребёнка. Решаются многие воспитательные задачи. Именно они учат детей сопереживать, радоваться чужому счастью, попадать в различные жизненные ситуации. Сказки развивают воображение, творческую активность, речь, мышление, память. Художественные произведения помогают воспитанникам выстроить взаимоотношения со сверстниками. Также они формируют правила и нормы поведения. Сказка строит «фундамент» для становления ребёнка как личности, стороны которой проявят себя во взрослой жизни.

Для приобщения детей к художественной литературе необходимо умение раскрывать произведение так, чтобы свет и тепло его озарили сердце ребенка. У малыша никогда не возникало сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. (петух - герой, лиса - коварная, волк - жадный, медведь – глупый). Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи.»

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Ведь сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. А что такое дружба и взаимовыручка? Как бы мы не внушали ребенку, что надо помогать друг другу, это не всегда может быть понятно ему, но прослушав сказку «Репка» он получает наглядный и пример взаимопомощи. Сколько бы мы не говорили, что надо слушаться старших, но это не всегда срабатывает, а сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывает, что, не послушав старшего, можно навлечь беду не только на себя, но и своих близких. Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память ребенка, мышление. Часто в сказках есть короткие песенки, которые повторяются в эпизодах и эмоционально обогащают восприятие и хорошо развивают речь. Речь малышей становиться более насыщенной, эмоциональной. Малыши овладевают грамматическими формами родного языка.

Для того чтобы сказка оказывала положительное воздействие на психическое и умственное развитие ребенка, нужно уметь ее правильно выбрать. Естественно, ведь что двух годовалый карапуз, не поймет повествование со сложной сюжетной линией, с большим количеством персонажей. Давайте рассмотрим, какие произведения, для какого возраста годятся.

На первом году жизни ребёнок нуждается не столько в чтении книг, сколько в колыбельных и детских прибаутках. Малышу нужно петь о том, как он значим, как его любят и т. д. игры на подобии ладушки-ладушки, по кочкам очень будут кстати для годовалого пупса.

К двум годам у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.

Для этого возраста лучшими сказками будут:

«Курочка Ряба»; «Колобок»; «Репка», (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова); «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского); «Теремок», (обр. М. Булатова); «Маша и медведь», (обр. М. Булатова) и д. р.

Между двумя и пятью годами фантазия карапуза начинает работать с удвоенной силой, он уже умеет представлять предметы в уме, фантазировать. Теперь он может воспринимать сюжеты о волшебстве. Но, тем не менее, он еще должен быть достаточно прост. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Педагогам необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

В старшем дошкольном возрасте психика и память ребёнка готова воспринимать более длинные рассказы, с большим количеством действующих лиц. В этом возрасте ребенок уже и сам может учиться читать, только делать это нужно осторожно и ненавязчиво, для того чтобы не отбить желание к учебе. Конечно же, для первой детской сказки лучше сделать выбор в пользу старых русских или народных. Они всегда несут в себе добро. Учат правильно делать выбор, имеют достаточно простой сюжет. А уже в старшем возрасте можно обратить внимание и на зарубежных авторов.

Главная задача родителей в период раннего детства – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Выбирайте яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте. Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями. Некоторые из них ребенок будет просить перечитывать по много раз. Это тоже полезно, повторение развивает память. Потом можно предложить ребенку пересказать сказку своими словами. Или вместе с родителями взять куклы и мягкие игрушки, распределить между ними роли сказки и инсценировать ее. Любимые сказочные персонажи остаются в памяти детей на долгие годы. Дети, которым часто читают сказки, раньше учатся говорить, умеют в раннем возрасте выражать эмоции словами. А родители вместе со своим ребенком могут снова окунуться в эту волшебную страну детства и вспомнить любимых сказочных героев.

Давайте и мы с вами немного окунёмся в мир сказки.

3. Игра «Сказочный мяч»

Цель: развивает и активизирует словарный запас ребёнка

Психолог называет сказочного героя, а родители называют действия:

Колобок – …. катится;

Заяц –…. прыгает;

Петушок – … .кукарекает;

Репка – … .растет;

Собачка –…. лает;

Медведь –…. ревет;

Курочка – … .кудахчет;

Мышка –…. пищит и т. д.

4. Игра «Сказка по кругу».

Психолог держит в руках коробку и обращается к родителям: «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку». Например, первое слово «лиса». Начинаем сказку: «Жила-была лиса». Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Лиса жила в лесу» и т. д. Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Когда ребенок не хочет идти в детский садик, родители могут предложить по дороге в сад придумывать новые сказки с любимыми персонажами. Или вместе с ребенком придумать героя, назвать его, придумать, как он выглядит, где живет, и каждый день придумывать разные истории о нем. А можно придумать и совсем новых персонажей, сочинить свою собственную сказку. И каждый вечер рассказывать о его новых похождениях. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, активируют словарный запас, закрепляют знания об окружающем мире, стимулируют развитие у ребенка связной монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Игры – превращения» (сюжетная гимнастика).

Цель: развивает координацию движений

Пройти, как мишка косолапый, хитрая лиса, зайчик и т. д. Аэробика «зверят» с представлением по сказке «Теремок».

Дети с удовольствием имитируют движения и действия сказочных героев, им всегда интересно преодолевать сказочные препятствия, выполнять сказочные задания, перепрыгивать через ручеек с палочкой и т. д.

Так же можно предложить задание, требующее от малышей более сложных умственных операций. Например, дети рассказывают о том, кто тянул репку (перед ними фигурки всех персонажей сказка, но не в традиционном изложении, а в обратном порядке: мышка за. кошкой, кошка за. Жучкой, и т. д.

Во время прогулки ребёнка, можно организовать игру по сказкам? Призвать понаблюдать за природой. Малыши с удовольствием наблюдают за облаками, отгадывает, на кого из героев похожи облака. Рисует их очертания на песке, земле, снеге. Предложить ребёнку решить проблемные ситуации: что было бы, если бы спряталось солнце? из-за куста вышел волк? И т. п. Дети любят играть с песком. Построить из песка дом для капризной Кати, лабиринты для злого волка. Пройти той же дорожкой, по кото-рой катился колобок и встречал всех друзей. Это позволяет разнообразить прогулку, делает ее насыщеннее и увлекательнее.

Игра «Встречи героев»

Цель: развивает устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

Игра «Звукорежиссеры»

Цель: развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

Игра «Новые сказки»

Цель: развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

Игра «Пропущенный кадр»

Цель: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

Игра «Сказочная цепочка»

Цель: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Игра «Отгадай загадки»

Предложить ребёнку отгадать загадки по сказкам:

Цель: учить отгадывать загадки, развивать мышление.

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке. (Колобок)

Ах ты, Петя, простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко. (Кот, Петух и Лиса)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк — зубами щелк»

Эту песню пели звонко

Три веселых …. (Поросенка)

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок.

Уважаемые родители, помните, что читая или придумывая сказки, вместе с детьми вы попадаете в волшебное пространство, где вам предоставляется возможность проявить чувства и стать ближе друг к другу. А у ребят формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека жизненных ситуаций. И лучшего тренажера для формирования ребенка еще не придумали. До новых встреч!

Публикации по теме:

Консультация для родителей второй младшей группы «Влияние сказок на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» учитель-логопед Проскурина О. Н., педагог-психолог Гришко Е. А., воспитатель 2-ой младшей группы Яшина И. А Воспитатель: Сказка учит жить.

Консультация для родителей «Развитие детей раннего возраста» Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка. Основными достижениями этого периода являются: овладение телом,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей» Консультация для родителей: «Развитие речи детей раннего возраста». Подготовила: воспитатель ГБДОУ №104 г. Санкт-Петербург Архипова А. А.

Консультация для родителей «Влияние колыбельных на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные - самые древние песни человечества, обладающие огромной.

Консультация для родителей «Влияние колыбельных песен на сон детей раннего возраста» Укладывание детей спать – целый ритуал для ребенка. На пороге сна, на зыбкой грани засыпания малыш отрывается от матери, остается один.

Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста» Компьютерные игры - сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие.

Консультация для родителей «Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста» Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста Работа со сказкой для ребенка дошкольного возраста – это ответственный этап.

Консультация с элементами тренинга для педагогов: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних.

Презентация «Мастер-класс для родителей «Развивающее влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста» Что такое мелкая моторика?Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании.

Семинар-практикум для родителей «Влияние колыбельной песни на психоэмоциональное развитие ребенка раннего возраста» Семинар-практикум для родителей «Влияние колыбельной песни на психоэмоциональное развитие ребенка раннего возраста» разработала учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация с элементами тренинга для родителей «Влияние сказок на развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 09:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация с элементами тренинга для родителей «Влияние сказок на развитие детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федулова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД