Ольга Федулова
Консультация с элементами тренинга для родителей «Влияние сказок на развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние сказок на развитие детей раннего возраста
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.
Сказка может дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребенку узнать мир,
может одарить его воображение и научить,
критически воспринимать окружающее»
Д. Родари
Публикация «Консультация с элементами тренинга для родителей „Влияние сказок на развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.
1. Приветствие.
Психолог: Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовёт своё имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени. Ответы родителей.
2. Обсуждение «Что такое сказка?»
Психолог: Я предлагаю вам подумать и ответить на вопросы «Что же такое сказка?»; «С какого возраста нужно читать сказки детям?» Родители размышляют над вопросом
Конечно же, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка несет ребенку радостное, оптимистическое восприятие мира. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
В период привыканию к детскому саду сказка помогает решить непростые психологические проблемы и справиться со стрессом. Также они способствуют всестороннему развитию ребёнка. Решаются многие воспитательные задачи. Именно они учат детей сопереживать, радоваться чужому счастью, попадать в различные жизненные ситуации. Сказки развивают воображение, творческую активность, речь, мышление, память. Художественные произведения помогают воспитанникам выстроить взаимоотношения со сверстниками. Также они формируют правила и нормы поведения. Сказка строит «фундамент» для становления ребёнка как личности, стороны которой проявят себя во взрослой жизни.
Для приобщения детей к художественной литературе необходимо умение раскрывать произведение так, чтобы свет и тепло его озарили сердце ребенка. У малыша никогда не возникало сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. (петух - герой, лиса - коварная, волк - жадный, медведь – глупый). Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи.»
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Ведь сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. А что такое дружба и взаимовыручка? Как бы мы не внушали ребенку, что надо помогать друг другу, это не всегда может быть понятно ему, но прослушав сказку «Репка» он получает наглядный и пример взаимопомощи. Сколько бы мы не говорили, что надо слушаться старших, но это не всегда срабатывает, а сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывает, что, не послушав старшего, можно навлечь беду не только на себя, но и своих близких. Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память ребенка, мышление. Часто в сказках есть короткие песенки, которые повторяются в эпизодах и эмоционально обогащают восприятие и хорошо развивают речь. Речь малышей становиться более насыщенной, эмоциональной. Малыши овладевают грамматическими формами родного языка.
Для того чтобы сказка оказывала положительное воздействие на психическое и умственное развитие ребенка, нужно уметь ее правильно выбрать. Естественно, ведь что двух годовалый карапуз, не поймет повествование со сложной сюжетной линией, с большим количеством персонажей. Давайте рассмотрим, какие произведения, для какого возраста годятся.
На первом году жизни ребёнок нуждается не столько в чтении книг, сколько в колыбельных и детских прибаутках. Малышу нужно петь о том, как он значим, как его любят и т. д. игры на подобии ладушки-ладушки, по кочкам очень будут кстати для годовалого пупса.
К двум годам у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.
Для этого возраста лучшими сказками будут:
«Курочка Ряба»; «Колобок»; «Репка», (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова); «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского); «Теремок», (обр. М. Булатова); «Маша и медведь», (обр. М. Булатова) и д. р.
Между двумя и пятью годами фантазия карапуза начинает работать с удвоенной силой, он уже умеет представлять предметы в уме, фантазировать. Теперь он может воспринимать сюжеты о волшебстве. Но, тем не менее, он еще должен быть достаточно прост. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Педагогам необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
В старшем дошкольном возрасте психика и память ребёнка готова воспринимать более длинные рассказы, с большим количеством действующих лиц. В этом возрасте ребенок уже и сам может учиться читать, только делать это нужно осторожно и ненавязчиво, для того чтобы не отбить желание к учебе. Конечно же, для первой детской сказки лучше сделать выбор в пользу старых русских или народных. Они всегда несут в себе добро. Учат правильно делать выбор, имеют достаточно простой сюжет. А уже в старшем возрасте можно обратить внимание и на зарубежных авторов.
Главная задача родителей в период раннего детства – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Выбирайте яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте. Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями. Некоторые из них ребенок будет просить перечитывать по много раз. Это тоже полезно, повторение развивает память. Потом можно предложить ребенку пересказать сказку своими словами. Или вместе с родителями взять куклы и мягкие игрушки, распределить между ними роли сказки и инсценировать ее. Любимые сказочные персонажи остаются в памяти детей на долгие годы. Дети, которым часто читают сказки, раньше учатся говорить, умеют в раннем возрасте выражать эмоции словами. А родители вместе со своим ребенком могут снова окунуться в эту волшебную страну детства и вспомнить любимых сказочных героев.
Давайте и мы с вами немного окунёмся в мир сказки.
3. Игра «Сказочный мяч»
Цель: развивает и активизирует словарный запас ребёнка
Психолог называет сказочного героя, а родители называют действия:
Колобок – …. катится;
Заяц –…. прыгает;
Петушок – … .кукарекает;
Репка – … .растет;
Собачка –…. лает;
Медведь –…. ревет;
Курочка – … .кудахчет;
Мышка –…. пищит и т. д.
4. Игра «Сказка по кругу».
Психолог держит в руках коробку и обращается к родителям: «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку». Например, первое слово «лиса». Начинаем сказку: «Жила-была лиса». Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Лиса жила в лесу» и т. д. Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки.
Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Когда ребенок не хочет идти в детский садик, родители могут предложить по дороге в сад придумывать новые сказки с любимыми персонажами. Или вместе с ребенком придумать героя, назвать его, придумать, как он выглядит, где живет, и каждый день придумывать разные истории о нем. А можно придумать и совсем новых персонажей, сочинить свою собственную сказку. И каждый вечер рассказывать о его новых похождениях. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, активируют словарный запас, закрепляют знания об окружающем мире, стимулируют развитие у ребенка связной монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
«Игры – превращения» (сюжетная гимнастика).
Цель: развивает координацию движений
Пройти, как мишка косолапый, хитрая лиса, зайчик и т. д. Аэробика «зверят» с представлением по сказке «Теремок».
Дети с удовольствием имитируют движения и действия сказочных героев, им всегда интересно преодолевать сказочные препятствия, выполнять сказочные задания, перепрыгивать через ручеек с палочкой и т. д.
Так же можно предложить задание, требующее от малышей более сложных умственных операций. Например, дети рассказывают о том, кто тянул репку (перед ними фигурки всех персонажей сказка, но не в традиционном изложении, а в обратном порядке: мышка за. кошкой, кошка за. Жучкой, и т. д.
Во время прогулки ребёнка, можно организовать игру по сказкам? Призвать понаблюдать за природой. Малыши с удовольствием наблюдают за облаками, отгадывает, на кого из героев похожи облака. Рисует их очертания на песке, земле, снеге. Предложить ребёнку решить проблемные ситуации: что было бы, если бы спряталось солнце? из-за куста вышел волк? И т. п. Дети любят играть с песком. Построить из песка дом для капризной Кати, лабиринты для злого волка. Пройти той же дорожкой, по кото-рой катился колобок и встречал всех друзей. Это позволяет разнообразить прогулку, делает ее насыщеннее и увлекательнее.
Игра «Встречи героев»
Цель: развивает устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
Игра «Звукорежиссеры»
Цель: развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
Игра «Новые сказки»
Цель: развитие творческого воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
Игра «Пропущенный кадр»
Цель: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
Игра «Сказочная цепочка»
Цель: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
Игра «Отгадай загадки»
Предложить ребёнку отгадать загадки по сказкам:
Цель: учить отгадывать загадки, развивать мышление.
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (Колобок)
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко. (Кот, Петух и Лиса)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
«Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых …. (Поросенка)
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок.
Уважаемые родители, помните, что читая или придумывая сказки, вместе с детьми вы попадаете в волшебное пространство, где вам предоставляется возможность проявить чувства и стать ближе друг к другу. А у ребят формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека жизненных ситуаций. И лучшего тренажера для формирования ребенка еще не придумали. До новых встреч!