Приложение МААМ

Влияние родительских установок

Марина Юрина
Влияние родительских установок
▼ Скачать + Заказать документы

Родители, бесспорно, являются самыми значимыми и любимыми для ребенка людьми. Их авторитет, особенно на ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Вера в правоту и справедливость у детей непоколебима: «Мама сказала», «Папа велел». Поэтому, родителям следует осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам, следует избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. А установки возникают повседневно, и чуть ли не на каждом шагу… Одни случайны, другие постоянны, третьи - принципиальны… Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребенка. Но также, есть и негативные установки.

Публикация «Влияние родительских установок» размещена в разделах

По Н. В. Искодольскому существует три типа неправильного родительского отношения к ребенку, которые могут порождать или усиливать детско-родительский конфликт.

Во-первых, это доминантное отношение - строгий контроль, чрезмерность наказаний, обилие критики. Ответ детей - негодование, борьба с родителями, отвержение их авторитета. Строгий контроль может и приниматься ребенком, но лишь при условии, что его принципы благоразумны, хорошо обоснованны, непротиворечивы, последовательны и имеют определенную цель.

Второй тип неправильного родительского стиля - отвергающее отношение, которое проявляется либо в равнодушие к своему ребенку, либо в строгом, негибком поведении, или в том и другом. Результат - разрушение гармоничных детско-родительских отношений, отсутствие семейной сплоченности. Этот стиль может использоваться родителями и как наказание за «плохое» поведение («я тебя не замечаю»). Оба типа описанного отношения к ребенку могут вызвать обиду и негодование.

Третий тип ошибок родителей - симбиотический тип отношения к ребенку, когда тесный, напряженный эмоциональный контакт с ребенком настолько силен, что ребенок как бы лишается собственной индивидуальности, становится средством удовлетворения потребностей родителей, существует лишь как часть неразрывного целого, в которой он не играет самостоятельной роли. Чаще такие отношения возникают в паре мать- ребенок. Симбиотические отношения приводят к излишней опеке, чрезмерному контролю, страданиям ребенка по поводу желания родителя постоянно влиять на него, лишают подростка инициативности. Когда ребенок пытается разорвать пути симбиоза, «уйти», родители в качестве наказания могут использовать доминантное или отвергающее поведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные классификации характеризуют детско-родительские отношения либо как гармоничные, либо как конфликтные. Соответственно типу преобладающих в семье отношений и развивается самооценка ребенка старшего дошкольного возраста - либо позитивная, либо негативная.

«Семейная педагогика» приводят интересные цитаты для родителей: «Ребенок - это часть природы, а над природой нельзя властвовать, с ней нужно мирно жить, познав закон ее развития».

«У ребенка всегда свой путь».

«Жизнь ребенка многократно сложнее жизни взрослого, он действует иначе, а мы не чувствуя, его подавляем».

Существует два условия гармонии детско-родительских отношений: любовь и независимость. Любовь родителей к детям должна быть безусловной и безграничной.

Любовь родителей несет в себе две задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность.

Первая задача - создать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт - это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства.

Вторая задача - принятие ребенка. Основное правило - признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Если оценивать, то только действия, а не личность ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я - высказывания», позволяющие ребенку оценивать самого себя.

Другим условием гармонии детско-родительских отношений является - независимость. Существует нормальное противоречие. Связь родителя и ребенка изначально конфликтна. Взрослеющий ребенок отрывается от родителей, а родитель в свою очередь стремится удержать его, продолжать учить, как нужно ему жить и. т. д. В этой связи, главное определить границы дистанции, меры самостоятельности ребенка, соответствующие его возрасту и способностям. Короткая дистанция ведет к безответственности ребенка. Независимость же дает ребенку выбор, который в свою очередь, несет за собой ответственность за собственное поведение, способствует более гармоничному развитию личности.

Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:

- сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;

- оценка его деятельности и поведения;

- формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя;

-побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.

Таким образом, говоря о типах семейного воспитания, мы в первую очередь хотим обратить внимание на то, что данное понятие родительское отношение к ребенку, более широко по своему содержанию. Потому раскрывать типы семейного воспитания мы сочли необходимым в русле понятия "родительское отношение" к ребенку. Родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимосвязь и взаимозависимость родителя и ребенка. Оно включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Список использованной литературы

1. Альманах психологических тестов // Под редакцией Агибалова В. В. - М., 2006.

2. Алфеева Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2004. 3. Белобрыкина О. А. 3. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007.

5. Варга А. Я., Столин В. В. Дела семейные. - М., 2004.

6. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004.

7. Гамезо М. В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М. В., Герасимова B.C., Орлова Л. М. - М., 2004.

8. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. – 1984.

9. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2005.

10. Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 2000.

11. Орлов А. Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 2006.

12. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. - М. : Педагогика, 2006.

13. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 2006.

14. Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. - 1981.

15. Хрестоматия по возрастной и и педагогической психологии, под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 2007.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Вместе с родителями». Организация родительских недель в ДОУ«Вместе с родителями». Организация родительских недель в ДОУ В нашем детском саду ежегодно проводится родительская неделя. На протяжении всей недели родители принимают участие в различных мероприятиях.

Консультация для воспитателей «Взаимоотношения в семье. Влияние родительских установок на развитие детей» Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки – самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений.

12 Родительских директив Выступление на родительском собрании «12 родительских директив» РОДИТЕЛЬСКАЯ ДИРЕКТИВА - это скрытое приказание, неявно сформулированное.

Игры и упражнения для гармонизации детско-родительских отношений Игры и упражнения, направленные на гармонизацию родительско-детских отношений. 1.«НАДУЙ КУКЛУ» Цель: Эмоционально-телесное контактирование.

Проектная деятельность — основа детско-родительских отношений Цель: - повышение профессиональной компетентности педагогов с небольшим опытом работы в дошкольных образовательных организациях в эффективном.

Протоколы родительских собраний Протоколы родительских собраний 2014-2015 уч. год. Протокол родительского собрания от 26.09.2014г Тема собрания: «Совместная театрализованная.

Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности Развитие детско-родительских отношений через игровую деятельность ИГРАЕМ ОТ ДУШИ, ИГРАЕМ ВМЕСТЕ В обыденной жизни со словом «игра» люди.

Тренинг для родителей, направленный на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений Упражнение «Какой он – мой ребенок» Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур.

Тренинговое занятие для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» Цель тренинга: знакомство родителей с понятием «установки»; Помощь в осознании того, как родительские установки влияют на развитие детей;.

Заседание клуба «Университет родительских знаний» Цель: просвещение родителей в вопросах совместной деятельности взрослых и детей в соответствии с ФГОС ДО. Задачи: - способствовать повышению.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние родительских установок
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 21:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние родительских установок» (включая файлы) размещена пользователем Марина Юрина (УИ 515736) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД