Получи документы

Влияние родительских установок

Марина Юрина
Влияние родительских установок

Родители, бесспорно, являются самыми значимыми и любимыми для ребенка людьми. Их авторитет, особенно на ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Вера в правоту и справедливость у детей непоколебима: «Мама сказала», «Папа велел». Поэтому, родителям следует осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам, следует избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. А установки возникают повседневно, и чуть ли не на каждом шагу… Одни случайны, другие постоянны, третьи - принципиальны… Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребенка. Но также, есть и негативные установки.

Публикация «Влияние родительских установок» размещена в разделах

По Н. В. Искодольскому существует три типа неправильного родительского отношения к ребенку, которые могут порождать или усиливать детско-родительский конфликт.

Во-первых, это доминантное отношение - строгий контроль, чрезмерность наказаний, обилие критики. Ответ детей - негодование, борьба с родителями, отвержение их авторитета. Строгий контроль может и приниматься ребенком, но лишь при условии, что его принципы благоразумны, хорошо обоснованны, непротиворечивы, последовательны и имеют определенную цель.

Второй тип неправильного родительского стиля - отвергающее отношение, которое проявляется либо в равнодушие к своему ребенку, либо в строгом, негибком поведении, или в том и другом. Результат - разрушение гармоничных детско-родительских отношений, отсутствие семейной сплоченности. Этот стиль может использоваться родителями и как наказание за «плохое» поведение («я тебя не замечаю»). Оба типа описанного отношения к ребенку могут вызвать обиду и негодование.

Третий тип ошибок родителей - симбиотический тип отношения к ребенку, когда тесный, напряженный эмоциональный контакт с ребенком настолько силен, что ребенок как бы лишается собственной индивидуальности, становится средством удовлетворения потребностей родителей, существует лишь как часть неразрывного целого, в которой он не играет самостоятельной роли. Чаще такие отношения возникают в паре мать- ребенок. Симбиотические отношения приводят к излишней опеке, чрезмерному контролю, страданиям ребенка по поводу желания родителя постоянно влиять на него, лишают подростка инициативности. Когда ребенок пытается разорвать пути симбиоза, «уйти», родители в качестве наказания могут использовать доминантное или отвергающее поведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные классификации характеризуют детско-родительские отношения либо как гармоничные, либо как конфликтные. Соответственно типу преобладающих в семье отношений и развивается самооценка ребенка старшего дошкольного возраста - либо позитивная, либо негативная.

«Семейная педагогика» приводят интересные цитаты для родителей: «Ребенок - это часть природы, а над природой нельзя властвовать, с ней нужно мирно жить, познав закон ее развития».

«У ребенка всегда свой путь».

«Жизнь ребенка многократно сложнее жизни взрослого, он действует иначе, а мы не чувствуя, его подавляем».

Существует два условия гармонии детско-родительских отношений: любовь и независимость. Любовь родителей к детям должна быть безусловной и безграничной.

Любовь родителей несет в себе две задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность.

Первая задача - создать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт - это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства.

Вторая задача - принятие ребенка. Основное правило - признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Если оценивать, то только действия, а не личность ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я - высказывания», позволяющие ребенку оценивать самого себя.

Другим условием гармонии детско-родительских отношений является - независимость. Существует нормальное противоречие. Связь родителя и ребенка изначально конфликтна. Взрослеющий ребенок отрывается от родителей, а родитель в свою очередь стремится удержать его, продолжать учить, как нужно ему жить и. т. д. В этой связи, главное определить границы дистанции, меры самостоятельности ребенка, соответствующие его возрасту и способностям. Короткая дистанция ведет к безответственности ребенка. Независимость же дает ребенку выбор, который в свою очередь, несет за собой ответственность за собственное поведение, способствует более гармоничному развитию личности.

Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:

- сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;

- оценка его деятельности и поведения;

- формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя;

-побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.

Таким образом, говоря о типах семейного воспитания, мы в первую очередь хотим обратить внимание на то, что данное понятие родительское отношение к ребенку, более широко по своему содержанию. Потому раскрывать типы семейного воспитания мы сочли необходимым в русле понятия "родительское отношение" к ребенку. Родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимосвязь и взаимозависимость родителя и ребенка. Оно включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Список использованной литературы

1. Альманах психологических тестов // Под редакцией Агибалова В. В. - М., 2006.

2. Алфеева Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2004. 3. Белобрыкина О. А. 3. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007.

5. Варга А. Я., Столин В. В. Дела семейные. - М., 2004.

6. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004.

7. Гамезо М. В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М. В., Герасимова B.C., Орлова Л. М. - М., 2004.

8. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. – 1984.

9. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2005.

10. Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 2000.

11. Орлов А. Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 2006.

12. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. - М. : Педагогика, 2006.

13. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 2006.

14. Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. - 1981.

15. Хрестоматия по возрастной и и педагогической психологии, под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 2007.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Вместе с родителями». Организация родительских недель в ДОУ«Вместе с родителями». Организация родительских недель в ДОУ В нашем детском саду ежегодно проводится родительская неделя. На протяжении всей недели родители принимают участие в различных мероприятиях.

Консультация для воспитателей «Взаимоотношения в семье. Влияние родительских установок на развитие детей» Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки – самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений.

12 Родительских директив Выступление на родительском собрании «12 родительских директив» РОДИТЕЛЬСКАЯ ДИРЕКТИВА - это скрытое приказание, неявно сформулированное.

Игры и упражнения для гармонизации детско-родительских отношений Игры и упражнения, направленные на гармонизацию родительско-детских отношений. 1.«НАДУЙ КУКЛУ» Цель: Эмоционально-телесное контактирование.

Проектная деятельность — основа детско-родительских отношений Цель: - повышение профессиональной компетентности педагогов с небольшим опытом работы в дошкольных образовательных организациях в эффективном.

Протоколы родительских собраний Протоколы родительских собраний 2014-2015 уч. год. Протокол родительского собрания от 26.09.2014г Тема собрания: «Совместная театрализованная.

Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности Развитие детско-родительских отношений через игровую деятельность ИГРАЕМ ОТ ДУШИ, ИГРАЕМ ВМЕСТЕ В обыденной жизни со словом «игра» люди.

Тренинг для родителей, направленный на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений Упражнение «Какой он – мой ребенок» Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур.

Тренинговое занятие для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» Цель тренинга: знакомство родителей с понятием «установки»; Помощь в осознании того, как родительские установки влияют на развитие детей;.

Заседание клуба «Университет родительских знаний» Цель: просвещение родителей в вопросах совместной деятельности взрослых и детей в соответствии с ФГОС ДО. Задачи: - способствовать повышению.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние родительских установок
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 21:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД