Наиля Талгатовна
Проектная деятельность — основа детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- повышение профессиональной компетентности педагогов с небольшим опытом работы в дошкольных образовательных организациях в эффективном использовании проектной деятельности для гармонизации детско-родительских отношений, в активном привлечении родителей в образовательный процесс.
Актуальность темы.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом.
Все мы знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Публикация «Проектная деятельность — основа детско-родительских отношений» размещена в разделах
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.
На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе.
Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.
Для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.
В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;
Часть 3. Требования к условиям реализации Образовательной программы дошкольного образования
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
2. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
3. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Метод проектов является одним из эффективных форм работы, удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике.
Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность.
Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности.
Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).
Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.
Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети».
Основная цель - это разработка модели сотрудничества ДОУ и семьи на основе метода проектов, которые направлены на решение следующих задач:
• создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;
• формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
• обеспечить методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;
• расширить представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
• гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.
Типы проектов :
-иследовательско-творческие – полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
-ролевые, игровые (участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
-ознокомительно-ориетировочные (информационные) - сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов;
-практико-ориентрованные (прикладные) – результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников;
-творческие – предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, дизайна.
Творческие мастерские. Основная цель функционирования творческих мастерских создание условий для творческой самореализации детей и родителей и, как результат, -радость совместного творческого труда.
Благодаря проектной деятельности интересы детей объединяются с интересами педагогов и родителей.
Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществляется по нескольким этапам:
1 Этап:
Демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями начинают складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
2 Этап:
Использование различных форм и методов работы с родителями: на смену собраниям - семейные гостиные, родительский клуб по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники, конкурсные программы.
3Этап:
В результате активного участия родителей в проектной деятельности налаживается более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Родители принимают позицию активного участника в жизни группы.
Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.
Очень важно, что в совместных проектах дети, родители и педагоги выступают на равных. Атмосфера совместной деятельности даёт возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.
А также даёт возможность проявить способности к творчеству, способствует формированию общей культуры семьи, выстраиванию традиционной иерархии жизненных ценностей.
На современном этапе в основу взаимодействия педагогов и семьи в дошкольном образовательном учреждении должны быть заложены следующие принципы:
Доброжелательный стиль общения Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход
Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то и можно применить человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, «хорошо знающие» как им надо воспитывать своего ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов. Эффективность заключается в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности коллектива детского сада в проблемах ребенка и искреннее желание помочь семье.
Готовимся серьезно
К любому, даже небольшому мероприятию по работе с родителями тщательно и серьезно готовимся. Работаем по принципу: «качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий», т. к. слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом, и авторитет педагога в частности.
Динамичность Постоянно находиться в режиме развития, а не функционирования, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Находится в постоянном поиске инновационных, современных, интересных форм взаимодействия с семьей.
Использование проектного метода позволяет :
• Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
• Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Задание для педагогов: предложите название и раскройте краткое содержание проекта с участием родителей
Подводя итоги можно сказать, что совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива.
Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку.
Проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.