МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Взаимоотношения в семье. Влияние родительских установок на развитие детей»

Наталья Устинкина
Консультация для воспитателей «Взаимоотношения в семье. Влияние родительских установок на развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки – самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребенка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу.

Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимоотношения в семье, Влияние родительских установок на развитие детей“» размещена в разделах

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных : осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития

Непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима : «Мама сказала…», «Папа велел» и т. д.

В отличие от сформировавшейся личности ребенок 3-4 лет не владеет психоэкологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудры адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость – глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

«Противная девчонка, все они капризули!»

(мальчику о девочке)

«Негодник, все мальчики забияки и драчуны!»

(девочке о мальчике)

«Неряха, грязнуля!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку…»

«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь.»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-ол-стая!».

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!».

«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!».

«Всегда ты не вовремя, подожди…»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению.

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания.

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.

Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

Проблемы с излишнем весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное, психоэмоциональное напряжение.

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Счастье мое, радость моя!»

«Поплачь, будет легче…»

«Молодец, что делишься с другими!»

«А ты как думаешь?.»

«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»

«Смелее, ты все можешь сам!».

«Давай я тебе помогу!»

«Держи себя в руках, уважай людей!».

Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям?.

- Я сейчас занят (а…

- Посмотри, что ты натворил!

- Это надо делать не так…

- Неправильно!

- Когда же ты научишься?

- Сколько раз я тебе говорила.

- Нет! Я не могу!

- Ты сведешь меня с ума!

- Что бы ты без меня делал!

- Вечно ты во все лезешь!

- Уйди от меня!

- Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

- Ты самый любимый!

- Ты очень многое можешь!

- Спасибо!

- Что бы мы без тебя делали!

- Иди ко мне!

- Садись с нами.

- Я помогу тебе…

- Я радуюсь твоим успехам!

- Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость.

- Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

Основные правила воспитания ребенка

Правило №1. Реагируйте не на все проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию – закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка мало внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его.

Правило №2. Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.

Правило №3. Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.

Правило№4. Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом или другом.

Правило №5. Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.

Правило №6. Если вы чувствуете, что не правы, - признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.

Правило №7. Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.

Правило №8. Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.

Правило №9. Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.

Правило №10. Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию.

Одновременно закрепляется информация: «Зол на кого-либо – ударь».

Публикации по теме:

Влияние сказок на развитие связной речи детей 4–5 лет Моя тема самообразования:"Влияние сказок на развитие связной речи детей 4 - 5 лет". Почему я выбрала эту тему? К сожалению, сегодня у многих.

Круглый стол для родителей «Влияние развивающих игр на развитие детей» Кругый стол на тему: «Влияние развивающих игр на развитие детей» В возрасте 5-7 лет дети любят играть в ролевые сюжетные игры. Также им.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие,.

Развитие творческого потенциала детей в семье 1. Создание условий для творческого развития ребенка в доме и вне его: приобретение книг, игрушек, игр, которые полезны для.

Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА Рассмотрим специфику общения ребенка со взрослыми в раннем детстве. Основными.

Влияние игротерапии на развитие детей Игротерапия,это самый лучший путь к психической устойчивости,к избавлению от страхов ик умению общатся. Детская игра один из методов лечения,при.

Влияние книги на развитие речи детей раннего возраста Влияние книги на развитие речи детей раннего возраста. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детейВлияние театрализованной деятельности на развитие речи детей Одной из важнейших проблем в последнее время становится проблема развития речи детей, все больше детей нуждаются в помощи логопедов и других.

Влияние танца на развитие детей Влияние танца на развитие детей Отдав своего ребенка в таком возрасте на танцы, родители делают большой вклад для своего чада. Регулярные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Взаимоотношения в семье. Влияние родительских установок на развитие детей»
Опубликовано: 21 октября 2015 в 11:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Взаимоотношения в семье. Влияние родительских установок на развитие детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Устинкина (УИ 166890) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД