Наталья Устинкина
Консультация для воспитателей «Взаимоотношения в семье. Влияние родительских установок на развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки – самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребенка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу.
Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимоотношения в семье, Влияние родительских установок на развитие детей“» размещена в разделах
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных : осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития
Непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима : «Мама сказала…», «Папа велел» и т. д.
В отличие от сформировавшейся личности ребенок 3-4 лет не владеет психоэкологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудры адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость – глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
«Противная девчонка, все они капризули!»
(мальчику о девочке)
«Негодник, все мальчики забияки и драчуны!»
(девочке о мальчике)
«Неряха, грязнуля!»
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку…»
«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь.»
«Уйди с глаз моих, встань в угол!»
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-ол-стая!».
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!».
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!».
«Всегда ты не вовремя, подожди…»
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»
Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению.
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.
Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания.
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
Проблемы с излишнем весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное, психоэмоциональное напряжение.
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»
«Счастье мое, радость моя!»
«Поплачь, будет легче…»
«Молодец, что делишься с другими!»
«А ты как думаешь?.»
«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»
«Смелее, ты все можешь сам!».
«Давай я тебе помогу!»
«Держи себя в руках, уважай людей!».
Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям?.
- Я сейчас занят (а…
- Посмотри, что ты натворил!
- Это надо делать не так…
- Неправильно!
- Когда же ты научишься?
- Сколько раз я тебе говорила.
- Нет! Я не могу!
- Ты сведешь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во все лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребенка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали!
- Иди ко мне!
- Садись с нами.
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
Основные правила воспитания ребенка
Правило №1. Реагируйте не на все проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию – закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка мало внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его.
Правило №2. Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.
Правило №3. Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.
Правило№4. Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом или другом.
Правило №5. Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.
Правило №6. Если вы чувствуете, что не правы, - признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.
Правило №7. Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.
Правило №8. Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.
Правило №9. Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.
Правило №10. Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию.
Одновременно закрепляется информация: «Зол на кого-либо – ударь».