Лучший педагог года

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на снятие эмоционального напряжения в период адаптации детей

Королева Юлия
Влияние развивающей предметно-пространственной среды на снятие эмоционального напряжения в период адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на снятие эмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста

Королева Ю. Н., воспитатель

Г. Бийск

В возрасте 2-3 лет ребенок очень эмоционален. Однако эмоции непостоянны. Малыша этого возраста легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Публикация «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на снятие эмоционального напряжения в период адаптации детей» размещена в разделах

При поступлении в детский сад ребенок переживает стресс в адаптационный период. Пребывание в стрессовом состоянии может привести к эмоциональным нарушениям и даже к замедлению темпа психофизического развития. Напряжение также определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для ребенка событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха.

Работа педагога направлена на создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и решает следующие задачи: охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; предупреждение возникновения проблем развития ребенка.

Важную роль в облегчении адаптации играет развивающая предметно-пространственная среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной вариативной, доступной и безопасной. В создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста учитывались все основные принципы стандарта и организовали её следующим образом.

Над игровой зоной подвешены цветные зонты с разноцветными атласными лентами. Они отлично помогают создать положительно – эмоциональный настроений у детей. Плачущего ребенка можно взять на ручки, поднести поближе к ленточкам и рассмотреть их, потрогать, посчитать, назвать по цветам.

В игровом уголке дети любят строит дома, гаражи для машин из крупного напольного конструктора. При этом обыгрывая постройки игрушками – персонажами.

Организация образовательного пространства соответствует возрастным возможностям детей. В группе имеется уголок познавательного развития. Детям весело играть с воспитателем и со сверстниками в настольно-печатные дидактические игры, соответствующие возрасту детей : пазлы для малышей, лото и домино для самых маленьких: «Мамы и детеныши, «Подбери картинку» и другие.

Книжный уголок в свободной доступности малышей, любой ребенок может рукой дотянуться и взять книгу. Здесь имеются книги на плотной основе «Курочка ряба», «Репка», книжки для малышей разного формата: книжки-половинки, книжки – малышки, книжки-раскладушки.

В уголке по ИЗО деятельности есть все необходимые материалы для детского творчества, и материалы с элементами нетрадиционного рисования. Изготовлены воспитателем веселые дидактические игры: «Тетя - Мотя» - игровое задание выложи эмоцию человека, дети располагают волосы, глаза, брови, улыбки из кусочков фетра на белый круг «лицо тети Моти», «Арбузные семечки» - пластилиновый плоскостной арбуз в разрезе, на который дети выкладывают семена бобов, «Волшебные бутылочки» - пластиковые бутылки, которые можно встряхнуть и увидеть цветные камешки.

В уголке природы можно поиграть природным материалом (шишки, камешки, рассмотреть муляжи грибов и овощей. Для облегчения адаптационного периода проводили с малышами дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Узнай по описанию», «Кто как кричит» и др.

Развивающая предметно-пространственная среда имеет возможность изменяться в зависимости от образовательной ситуации. Например, в уголке природы идет смена времен года «Сезонное дерево» и макета «Домашние животные». Макет увлекает детей, они любят заботиться и ухаживать за игрушечными домашними животными.

В Уголке физкультуры живет «перчатка жирафа», которая создает игровой мотив при проведении зарядки, физкультурных занятий и подвижных игр. Материал и оборудование физкультурного уголка яркий, привлекательный наполнен мячами, обручами, флажками, мешочками с песком, массажные коврики, который позволяют заинтересовать детей и поддержать их двигательную активность.

Ребята любят наряжаться, а уголке ряженья можно подобрать косынку, шляпку, сумочку посмотреться в зеркало. В театральном уголке имеется большое количество различных театров: теневой, настольный театр игрушек, различные виды пальчиковых кукол, шапочки к сказочным персонажам.

Музыкальный уголок представлен следующими музыкальными инструментами: дудочки, барабаны, металлофон, погремушки; копия музыкального инструмента: гитара. Здесь смело можно поиграть в игру «Повтори как я» или «Тихо и громко», и в другие игры для малышей

В игровой зоне дети могут поиграть сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Кухня», «Больница». В группе оформлена ширма «Космос» и «Больница», Игровой пространственный маркер «машина», созданная из бросового материала, которая предполагает возможность разнообразного использования в зависимости от разной деятельности детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые возможности для движения предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Созданный бизиборд «Волшебный цветок», главный помощник педагогам в адаптационный период, так как в процессе работы с бизибордом у ребят улучшается настроение, снимается эмоциональное напряжение. Для детей, которым необходимо ощущает покой, комфорт и безопасность помогает уголок уединения. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психическое и физическое состояние и, в результате, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Игры в каждом из уголков дают возможность ребенку освоиться, поддержать детскую инициативу, интерес к игре. Каждая игрушка имеет свое место, и каждый ребенок имеет свободный доступ к любым материалам, играм, игрушкам в группе.

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда группы способствовала снятию эмоционального напряжения в период адаптации у детей раннего возраста. Позволяет каждому ребенку максимально комфортно чувствовать себя в новом для него месте. Создать эмоционально благополучную атмосферу для детей в группе помогли : зонты с лентами, бизиборд, уголок уединения, игровой маркер «Машина», «перчатка жирафа» и др. 75% детей раннего возраста прошли адаптацию в легкой степени. Дети адаптированы к детскому саду они открыты педагогу, готовы с ним сотрудничать.

Литература

1. Павлова Л. Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л. Е. – М. : Центр «Школьная книга», 2004

2. Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возрастаОписание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста Описание развивающей предметно - пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возраста В год экологии у нас в Детском саду родилась идея поделить группы на участки: юные фермеры,юные натуралисты (юннаты,юные орнитологи,юные.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды на игровой площадке малышей в летний периодОрганизация развивающей предметно-пространственной среды на игровой площадке малышей в летний период Организация развивающей предметно-пространственной среды на игровой площадке малышей в летний периодЛетом большую часть времени дошкольники.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние развивающей предметно-пространственной среды на снятие эмоционального напряжения в период адаптации детей
Опубликовано: 21 апреля 2022 в 18:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на снятие эмоционального напряжения в период адаптации детей» (включая файлы) размещена пользователем Королева Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД