ТАТЬЯНА КОРНЕВА
Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения у ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств.
В своей работе я использую игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением. … Но среди всего многообразия игр особо выделяю подвижные игры. Детям выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. Многократное повторение действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в старшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Публикация «Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Опыт работы, практика
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Я считаю, что крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Дети приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли, тот или иной участник подвижной игры заслуживает поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Так же важны игры с мелкими различными предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для дошкольников. В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т. д., что развивает у них организаторские навыки. Играя дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Подвижные игры вовлекают в активную работу почти все мышечные группы, положительно влияют на работу внутренних органов и систем.
Подвижные игры включают все основные виды движений/ ходьба, бег, прыжки, метание и др. /развивают физические качества / ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость/и, поэтому, мы в своей группе сделали подбор подвижных игр, направленных не только на развитие волевых качеств, но и на развитие основных движений. Например, игры направленные на развитие бросания, ловли, метания такие как: «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему». На развитие лазанья, подлезания, ползания: «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье». Мы стараемся развивать все эти физические ещё и потому, что дети, начиная со старшей группы, готовятся к спартакиаде на муниципальном уровне.
Так же воображаемая ситуация помогает сделать интересными для ребенка двигательные задания: ребята непросто подымают руки, размахивают флажком, идут по прямой, а шагают по тропинке, прыгают как зайчики и т. д. «Например. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди». Дети начинают действовать в роли, стремясь как можно более точно воплотить ее, обыгрывают воображение ситуацию. Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы. Игра создает благоприятные условия для развития навыков и физических качеств, способствуют произвольности двигательного поведения.
Так же хочется выделить и бессюжетные игры. Бессюжетные игры требуют от участников большой самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры включают игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т. п.); игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.). В подвижных играх успешно усваиваются детьми движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, ползание. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков.
Мотивом игры побуждают ребенка выполнять упражнения, предают смысл двигательной деятельности. Игровые мотивы и задачи близки и доступны ребенку, захватывают его. Они связаны с конкретностью формы, в какой происходит овладения движения в игре, установлением прямой связи между мотивом и задачей. Каждый ребенок считает, что он выполняет какую либо роль.
Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь, добавляется закаливающее влияние естественных сил природы. А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы. Эти игры можно проводить в любое время года!
Подводя итог, хотелось бы сказать, что активные движения не только развивают физические качества ребёнка, но и повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменение в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а так же к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Чем дольше и активнее ребенок в игре, тем больше он упражняется в тои или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умения подчиняться правилам игры.
Таким образом, использование подвижных игр необходимо в процессе физического развития детей старшего дошкольного возраста.