Инна Нестерова
Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями образовательных учреждений [6].
Поиск новых путей, решения проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности.
Публикация «Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр» размещена в разделах
Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей [9]. Крепкий, физически развитый ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически [8]. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитывается внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер [5 ].
Следовательно, комплексный анализ психического состояния детей позволяет более объективно судить и о процессе физического воспитания. Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности. Однако к решению проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности отечественные специалисты подошли только в последние десятилетия благодаря научным разработкам Е. И. Геллер, Е. Н. Вавиловой, Н. Б. Каданцевой, Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландина, Н. Н. Кожуховой, С. О. Филипповой и др.
Проблема исследования. Разработка вопроса процесса развития физических качеств детей дошкольного возраста (быстроты и ловкости) если и затрагивалась в ряде работ, то только фрагментарно. В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы итоговой аттестационной работы, заключающейся в поиске иных методических подходов к использованию подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников как основы их физической подготовленности.
Цель исследования – теоретически обосновать и определить возможности подвижных игр в развитии физических качеств детей дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
Рассмотреть процесс развития физических качеств (быстроты и ловкости) у детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать методику развития физических качеств старших дошкольников, основанную на использовании подвижных игр.
Выяснить возможности использования подвижных игр в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности подвижных игр в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методическая база: анализ источников по проблеме исследования и разработки вопроса процесса развития физических качеств детей дошкольного возраста (Н. Лескова, Л. Ноткина, Е. Я. Бондаревская и др. ; по проблеме развития физических качеств дошкольников (В. Н. Занефский, З. И. Кузнецова, М. Х. Спаева, Н. Н. Кожухова и др.); исследования по проблеме организации и использования подвижных игр в ДОУ (Я. Степаненкова,В. А. Страновского, Е. А. Тимофеева и др.).
Методы исследования.
Теоретические:
анализ педагогической литературы по теме исследования;
интерпретация литературных источников;
обобщение;
Теоретическая значимость, научная новизна исследования.
В работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по проблеме развития физических качеств старших дошкольников с целью повышения уровня их физической подготовленности.
Разработана методика развития физических качеств старших дошкольников, включающая целенаправленное использование системы подвижных игр для развития разных физических качеств, расширение объема подвижных игр по сравнению с традиционным подходом.
Практическая значимость исследования.
Предложена система подвижных игр, направленных определенных физических качеств старших дошкольников, разработаны конспекты их проведения.
Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию подвижных игр с целью развития физических качеств старших дошкольников.
Результаты исследования дают возможность усовершенствовать процесс повышения уровня физических качеств у детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в работе педагогов ДОУ.
Структура квалификационной работы. Работа состоит из двух глав, заключения и списка источников.