Антон Клецко
Практикум для педагогов «Влияние музыки на развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей.
Публикация «Практикум для педагогов „Влияние музыки на развитие речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Музыку называют «зеркалом души человеческой», она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.
Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи, музыка, как и речь, имеет интонационную природу. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука.
Музыка, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают слуховое внимание, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия, дыхание, голос, общую и мелкую моторику, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию, координируют слух и голос.
Музыкальное творчество для ребенка, по своей сути должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.
1. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. И, хотя певческие возможности дошкольников невелики, начиная с подпевания, дети постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства. Педагог лишь должен заинтересовывать, вызывать желание спеть ее.
Успешному разучиванию песни способствует выразительное исполнение песни
Большое значение имеют распевки на разные слоги при этом отрабатывается дыхание, распевки должны быть разнохарактерные при этом мы не заостряем внимание на дыхании хотя при распевании отрабатываем именно дыхание и как песенные так и на разные слоги.
Конечно необходимо обращать внимание на длинные и короткие
звуки, быстрое и медленное исполнение и проговаривание
текста (теперь в своей работе буду уделять на это внимание, но так что бы ребенку было комфортно если даже у него не получается пропеть или проговорить слова)
Также большое внимание уделяется слушанию где ребенок высказывает свои мысли о прослушанной музыки или песни.
Большую эмоциональную роль играют музыкальные игры, которые развивают чувство ритма у ребенка.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и по возможности точно его воспроизводить.
Музыкально-ритмические движения выполняют ещё и релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомление. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
Один из самых эффективных способов формирования чувства ритма – это игры со звучащими жестами.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звукамии движениями.
Хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Все ритмические игры вызывают у детей интерес, и они с воодушевлением включаются в игру.
Ритмическая игра- «Весёлый оркестр»
«Бум-бум! Трам-там-там!»-
Застучал барабан!
«Тук-туки-тош-ки!»-
Заиграли ложки.
«Чётки-чётки»-
Бряцают трещотки.
«Дин-дон, дин-дон!»-
Зазвенел металлофон!
«Бумба-бумба»-
Застучала румба.
А теперь нам нужно
Заиграть всем дружно!
Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представления детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса, а значит напрямую способствует речевому развитию ребёнка.