МААМ-картинки

Влияние музыкальных произведений на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Инна Викторовна Гаин
Влияние музыкальных произведений на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Дети не всегда понимают свои простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка.

Публикация «Влияние музыкальных произведений на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольник полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Он умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда очень нужно. Наиболее сильным источником переживания являются взаимоотношения с детьми и взрослыми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, сочувствие, зависть.

Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Особенно важно воздействие музыки на человека на ранних этапах развития - в дошкольном возрасте. Поэтому тема воздействия музыки на формирование личности человека в дошкольном возрасте актуальна в наши дни.

Многообразие эмоциональных проявлений детей выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах и эмоциональных состояниях.

Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

Выделяют следующие виды эмоциональных состояний :

- аффект;

- собственно-эмоции;

- чувства;

- настроение;

- стресс.

Рассмотрим каждое из этих эмоциональных состояний.

Аффект - мощная, бурная и кратковременная эмоциональная реакция, полностью захватывающая психику. Аффект возникает при мощном мотивационном стимуле поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. Это эмоциональное состояние препятствует нормальному разумному поведению. Аффект может оставить сильный, заметный отпечаток в долговременной памяти. Эмоциональное напряжение, возникающее в следствии аффективных реакций, может накапливаться и, если ему вовремя не дать выхода, привести к бурной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно-эмоции - более длительное состояние. Они являются реакцией на события совершившиеся, и вероятные или вспоминаемые. Собственно-эмоции носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей.

Чувства - эмоциональное состояние, выражающее устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Чувства человека выполняют мотивирующую роль. Человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства.

Настроение - это эмоциональное состояние, отражающее поведение человека. Оно не связано с конкретной ситуацией, вызывается глобальным состоянием, т. е. настроение не предметно, а принадлежит конкретному субъекту, отражает его особенности, влияет на восприятие ситуации.

Стресс - эмоциональное состояние сильного и длительного психического напряжения. Возникает при эмоциональном перенапряжении нервной системы. Стресс нарушает нормальный ход поведения, влияет на состояние здоровья.

Эмоциональные состояния не присваиваются человеку при рождении, они возникают и развиваются в течение всей жизни. В дошкольный период происходит наиболее интенсивное эмоциональное развитие. Это связанно с развитием у детей мотивационной, познавательной и интеллектуальной деятельности. Эмоциональное развитие дошкольников наглядно характеризуют изменения во внешних проявлениях чувств. Дети осваивают умение подавлять резкие и бурные эмоциональные выражения (сдерживая слезы или скрывая страх). Совершенствуется язык чувств – дошкольники усваивают недоступные ранее жесты, мимику, позы, интонации, тонкие взгляды и движения. Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Дети способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Это происходит из-за того, что они не могут управлять своими чувствами. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.

Занятия музыкой и рисованием, интерес к поэзии и театру необходимы для эмоционального развития дошкольников. Музыка имеет особое значение в этом возрасте, т. к. происходит формирование личности.

Дошкольники воспринимают музыку с большой трудностью. Это связано со спецификой музыкального художественного образа и с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им необходима помощь для того чтобы окунуться в мир музыки, услышать её и понять. В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребёнок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких - матери, отца, бабушки, дедушки и других.

В музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Взрослые должны любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, а также понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки.

Необходимость работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста не вызывает сомнений. Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является социально-личностное развитие ребенка, обеспечивающее его полноценное существование в системе «Я - мир».

Обращение к музыкальной деятельности как средству эмоционального развития не случайно, основано на понимании природы и специфики музыкального искусства. Музыка, как «один из самых эмоциональных видов искусства» (Д. Б. Кабалевский, играет важную роль в развитии эмоций детей. Воспитательные возможности музыкального искусства и особенности воздействия музыки на эмоциональную сферу человека рассматривались в области педагогики музыкального образования (Э. Б. Абдулин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, М. Викат, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, О. П. Радынова, В. Г. Ражников и др.). В работах исследователей подчеркивается, что музыка, как никакой другой вид искусства способна передавать широкую гамму человеческих эмоций и чувств.

Определяя содержание музыки, видный отечественный психолог Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». Музыка «не описывает и не показывает человеческих чувств, она непосредственно их воплощает» - считает Д. Б. Кабалевский. По мнению В. Г. Ражникова «эмоциональный образ в музыке - это явление не внешнего мира, а порожденной им эмоции». М. С. Каган отмечает, что «главным, прямым и непосредственным предметом музыкального познания является эмоциональная сторона целостной жизни человеческого духа».

Все многообразие чувств, переданных в музыке, воплощается в музыкальном образе. Музыкальный образ, по словам музыканта Э. Ансерме, «является чистым отражением чувства в зеркале звуков». Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности (интонация, тембр, темп, лад, динамика, регистр, мелодия, гармония и др.). Однако главная эмоционально-выразительная нагрузка при этом ложится на интонацию как выразительно-смысловое начало.

Интонация является носительницей эмоционального состояния, настроения, переживания, душевного движения. Эмоции, чувства и переживания человека, переданные на языке музыкальной интонации, - вот что составляет главное содержание музыки.

Важным является сложившийся в музыкальной психологии и педагогике взгляд на музыку как средство эмоционального общения, основанный на сходстве интонации в музыке и речи. Так, Б. В. Асафьев считал музыку одной из форм общественного сознания, социальным явлением и эмоциональным языком, средством общения людей, а ее формы - видами музыкального движения. Л. А. Джалагония, сопоставляя параметры сходства и различия между речью и музыкой как наиболее важными формами человеческого общения, утверждает, что особая «общительность» музыки вытекает из особенностей выразительных средств. По словам В. В. Медушевского, музыка развивает эмоциональную сферу, ибо базовые музыкальные средства устроены таким образом, что воспроизводят некоторые физические характеристики эмоциональной речи, напряженности, интенсивности, процессуальной динамики переживания, связанные с общим эмоциональным тонусом. Именно музыкальная интонация осуществляет определенный подбор звуковых средств, в какой-то мере имитирующих выразительные проявления человеческих чувств и отношений (Б. М. Асафьев).

Отмеченная исследователями способность музыки пробуждать у слушателя активную эмоциональную реакцию дает основание рассматривать ее не только как искусство интонируемого смысла, но гораздо более - со интонируемого смысла. Музыковедческие работы позволяют представить само музыкальное произведение как особую форму эмоциональной деятельности людей, которая складывается из двух взаимодополняющих компонентов: сопереживания и самовыражения.

Представленный краткий анализ природы музыкального искусства дает основание определить, что музыкальная деятельность способна:

- во-первых, затронуть, взволновать внутренний мир человека, вызвать эмоциональный отклик;

- во-вторых, побудить слушателя вступить в «эмоциональный диалог», ведущий к пониманию и осознанию своих эмоций;

- в-третьих, предоставить возможность для эмоционального самовыражения, позволяющего овладеть разнообразными экспрессивными средствами.

Исследование роли музыкальной деятельности в эмоционально-экспрессивном развитии ребенка не будет исчерпывающим без более глубокого изучения возможностей различных видов музыкальной деятельности дошкольников : восприятия (слушания, исполнительства, творчества в развитии эмоциональной экспрессии личности.

Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства (О. П. Радынова). Слушать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа : сменой интонаций, настроений. Поскольку эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях (Б. В. Асафьев, то смысл музыкального произведения постигается слушателем в процессе интонирования, т. е. прослеживания за эмоциональной окраской каждой музыкальной интонации. Осмысление «чувственной программы» музыкального произведения важно для полноценного восприятия.

Таким образом, в процессе восприятия (слушания) музыкальных произведений складываются условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, способности определять эмоции и чувства, которые она вызвала, дифференцировать, различать и обозначать их словом.

Исходя из того, что для музыки свойственно эмоциональное содержание и «эмоции человека отражаются, прежде всего, в его голосе» (В. К. Вилюнас, Гребенщикова Т. В. рассматривает певческую деятельность как внешнее выражение определенной эмоции, воплощенной в музыкальном произведении. Свойство голоса человека передавать другим людям эмоциональное настроение в наивысшей степени находит свое выражение в пении - особой форме звуковой речи человека, отличающейся ярко выраженной эмоциональностью. Интонация голоса находится в тесной связи с наглядной выразительностью лица, его мимикой в певческом процессе. Являясь фактором непосредственного эмоционального общения, певческая деятельность позволяет исполнять музыкальное произведение в его эстетической целостности - единстве внутреннего переживания содержания и его внешнего, экспрессивного выражения. Следовательно, в певческой деятельности становится возможным достижение целостности эмоционально-экспрессивного развития детей.

Внешнее выражение переживаний, вызванных музыкальным произведением, через выразительные движения происходит в таком виде музыкальной деятельности детей, как музыкально-ритмическая. В ней коммуникативная направленность музыки ощущается не только через музыкальную интонацию, но и «показывается», приобретает видимые очертания. Дошкольники подвижны, и поэтому у них возникает естественная двигательная реакция на звучащую музыку. При таком активном, двигательном восприятии ребенок глубже и точнее прочувствует эмоциональное содержание произведения. Изменение характера музыки, появление каких-то новых оттенков, интонаций в том же характере непременно влечёт за собой и изменение характера движений. В зависимости от музыки движения выполняются то плавно, то отрывисто; то спокойно, то энергично, подъёмно; с разной силой, объёмом, амплитудой, степенью эмоциональной насыщенности. Движения выступают средством передачи эмоционального содержания произведения, своего рода невербальным средством самовыражения. Интересный взгляд на танец как на экспрессивную модель выражения личности, включенной в определенный социально-психологический контекст, представлен в работе Т. А. Шкурко. В результате сравнения экспрессивного поведения и танца автор приходит к выводу, что танец является особой формой экспрессивного поведения. Поэтому данный вид музыкальной деятельности содержит уникальные возможности для обогащения экспрессивного репертуара личности ребенка дошкольного возраста.

Эмоциональная выразительность присуща и такому виду музыкальной деятельности дошкольников как игра на детских музыкальных инструментах. Дети активно осваивают выразительные возможности музыкальных инструментов и используют их в передаче образа музыкального произведения. Обучаясь игре на инструменте, ребенок имеет возможность овладеть разнообразными способами извлечения звуков (легко, плавно, нежно, отрывисто, с нажимом и т. п.) для передачи характера музыкального произведения. Причем, поиск способов выразительного исполнения произведения, основывается на «про чувствовании» музыкального образа, его эмоционального содержания.

Большие возможности для эмоционального развития заложены в творческой музыкальной деятельности. Эмоциональная приподнятость - важная черта творческой деятельности. Своеобразное переживание, которое именуется обычно вдохновением, выражается у детей в форме особого эмоционального подъема. В этом виде деятельности создаются благоприятные возможности для эмоционального раскрепощения и самораскрытия ребенка. Самый доступный для детей вид музыкального творчества - импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходят одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли». Сущность творчества, отраженного в импровизации, составляет непосредственная эмоциональная реакция. Толчком к самовыражению становятся эмоции и интуиция, т. е. сама сущность психики ребенка дошкольного возраста. Сочинению ребенка присущ индивидуальный «почерк», собственное отношение и адекватность выразительно-изобразительных средств воплощения образа.

Таким образом, в творческой музыкальной деятельности создаются все условия для развития экспрессивного «Я личности» ребенка.

Теоретический анализ возможностей музыкальной деятельности в эмоционально-экспрессивном развитии дошкольников, позволил определить, что каждый вид музыкальной деятельности оказывает определенное влияние. В процессе музыкального восприятия (слушания) происходит обогащение ребенка новыми яркими эмоциями и чувствами, становится возможным их осознание и дифференциация. В музыкальном исполнительстве (пении, музыкально-ритмической деятельности, игре на музыкальных инструментах) создаются благоприятные условия для освоения дошкольниками разнообразными экспрессивными средствами, обогащения экспрессивного репертуара личности (мимики, пантомимики, вокальной интонации, овладения выразительными возможностями собственного тела. В творческой музыкальной деятельности ребенок получает возможность раскрыть себя, продемонстрировать самобытный индивидуально-неповторимый рисунок экспрессивного самовыражения.

Таким образом, музыка является одним из главных источников формирования эмоциональной сферы детей-дошкольников. В результате музыкального воздействия улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, снижается уровень тревожности, дети становятся менее раздражительными. Музыка способствует появлению позитивных эмоций и чувств, что необходимо для гармоничного развития личности детей

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года: текст с изменениями и дополнениями на 2017 год: // КонсультантПлюс.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155] – М. : Центр педагогического образования, 2014. –32 с.

3. Анисимова, Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников : Старшая и подготовительные группы / Г. И. Анисимова. - Худож. : Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 96 с.

4. Бодраченко, И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / И. Бодраченко. - М. : Айрис- пресс, 2009. - 176 с.

5. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман – М. : Просвещение, 1983. – 255 с.

6. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста : современные педагогические технологии / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - Ростов-на-Дону, 2008. - 432 с.

7. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.

8. Гомонова, Е. А. Весёлые песенки для малышей круглый год / Е. А. Гомонова. - Ярославль: Академия К [и др. ], 2006. -110 с.

9. Гончаренко, Е. Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников

10. Гребенщикова, Т. В. Музыкальная деятельность как средство эмоционально-экспресивного развития дошкольников

11. Груздова, И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста : дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Груздова И. В. - Москва, 1998. - 239 c.

12. Дорошенко, С. В. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста на музыку : / С. В. Дорошенко. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. — 464 с.

14. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития : Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. А. Дубровская. – М. : Просвещение, 2003. – 173 с.

15. Ермолаева, Е. А. Влияние музыки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей»Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка"Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему,.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлеченияхЭмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние музыкальных произведений на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2023 в 15:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние музыкальных произведений на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Викторовна Гаин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД