Светлана Величко
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
"Истоки особенностей детей - в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движение, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее. " В. А. Сухомлинский.
Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Учеными доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в приделах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи.
Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребенка.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности. Ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление, а так же влияем на формирование произвольности у детей.
Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
Главной целью развития мелкой моторики, является ускорение созревания речевых областей и стимулирования развития речи ребенка.
Для занятий по формированию сложнокоординированых движений руки существует множество видов, которые призваны помочь ребенку.
Шнуровка
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики - это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
Игры с тесёмками и нитками
Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесёмочки и нитки. Из них можно выкладывать фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дисликсии.
Иры с прищепками
Следующее приспособление, которым можно воспользоваться - это бельевые прищепки. С их помощью можно конструировать. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки зайчика, и хвост лошади, птицы, крылья самолета и т. д. Так же прищепку можно использовать для массажа и само массажа, если ее прищепить на подушечки пальцев. Что бы данный вид тренинга пальцев не оказался скучным можно озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами и сопровождать их разными игровыми приемами.
Например:
Котенок
Кусается сильно котенок глупыш
Он думает - это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться скажу тебе: - "кыш"
Рыбка
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
Ёжик
Ёжик, ёжик где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам ёжик
Мы сей час тебе поможем.
Самолет
Самолёт, самолёт
Отправляется в полет.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда.
Так же в игры с прищепками можно играть используя диалогическую речь.
Воробей и Лягуха
- Лягуха, Лягуха, куда ты скачешь?
- Ку-а-ку-а? Купаться! А ты куда?
- И я купаться! А ты где Лягуха купаешься?
- Где-где. В канаве!
- Да кто же в канаве купается?
- А где же купаться - то?
- В песочке на сухом местечке, на пригорочке!
Заяц и еж
- Ай шум какой! Ай треск какой!
Не иначе волки бегут или медведи бредут.
- Не бойся. Это я, Ёжик.
- Чего же ты бессовестный, такой шум поднял!
- Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул - и сам от страха трясусь.
Игры с прищепками можно использовать для автоматизации произношения звуков, когда двое детей имеют сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку.
- Был сапожник?
- Был, был.
- Шил сапожки?
- Шил, шил.
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки.
Таким образом игры с прищепками развивают тонкие движения пальцев, тем самым улучшают функцию речи.
Игры с бусами
Детям хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого используется прочная нить и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок младшего дошкольного возраста бусины понадобятся крупные, чем старше ребенок бусины можно подобрать мельче.
Мозаика
Важную роль в развитии мелкой моторики играют различные виды мозаики. Дети с интересом выкладывают различные узоры, предметы, сюжеты по образцу и самостоятельно. Это способствует развитию творчества и фантазии, доставляя ребенку удовольствие.
Пазлы
Очень интересной и любимой детьми частью работы по развитию мелкой моторики, являются игры с пазлами. Это может быть выкладывание сюжетной картинки или чаще всего сказок. Готовый результат вызывает у детей радость и побуждает к речевой активности. Расширяет знание детей, словарный запас.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры и упражнения уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют выработке ловкости, умению управлять своими движениями. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Кошкин дом
Тили-тили-тили, бом!
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила!
Глаза выпучила!
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом.
- Как живешь? - Вот так!
- А плывешь? - Вот так!
- Как бежишь? - Вот так!
- В даль глядишь? - Вот так!
- Ждешь обед?- Вот так!
- Машешь в след? - Вот так!
Радуга
Высоко под облаками
В небе радуга над нами
Выше, чем сосновый бор,
Выше дома, выше гор!
Необходимо подбирать такой материал, чтобы в одной пальчиковой гимнастике содержалось большое количество разнообразных пальцевых движений и они сочетались бы с произносительным текстом. В начале занятий у большинства детей возникают трудности : пальцы мало подвижные, движения неточные, темп даже самых легких упражнений замедленный. Но к середине учебного года дети овладевают даже самыми сложными упражнениями.
Пальчиковый театр
Велика роль пальчикового театра в развитии речи детей. Театрализация привлекательна тем, что внесет в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу.
Работа с использование пальчиковых кукол осуществляется поэтапно. В начале дети надевают их на пальцы правой руки, потом левой, и ведут диалоги в играх. Освоив этот прием ребенок может говорить сразу за двух персонажей. В начале лучше подбирать стихотворные и прозаические диалоги, небольшие по содержанию. Такие тексты быстро запоминаются.
Например: куклы изображающие лесных зверей, встречаются в лесу и рассказывают о том, как они зимуют: заяц (" К зиме как снег я побелел - / Шубу новую надел", лиса ("Я зимы не боюсь. / В шубу теплую ряжусь", медведь (" Я с осени свой жир копил, / Я много ел и много пил, / А теперь я в буреломе/ Сладко сплю, как будто в доме", волк (" Я зимой холодной/ всегда злой, голодный").
Театральные игры очень нравятся детям.
Игры с сыпучими материалами
Развивая мелкую моторику, особой популярностью пользуются игры с сыпучими материалами - это песок, морская соль, различные виды крупы.
Ребенку показывают как рисовать различные фигуры, предметы, цифры, буквы. В коробку насыпается тонким слоем сыпучий материал и ребенок пальчиком рисует рассказывая что это.
Лепка из пластилина и теста
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является лепка из пластилина и теста. При работе с этим материалом, следует помнить, что пластилин изначально должен быть твердым, пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, получает замечательный массаж. Можно по листу картона равномерно распределить пластилин и с помощью других материалов выкладывать рисунки. Дети с удовольствием лепят из пластилина буквы, цифры, разные предметы, контуры.
Преимущества лепки из теста заключается в том, что "скульптуры" в последствии можно использовать в качестве игрушек.
Аппликация
Конечно же не мало важную роль в развитии мелкой моторики рук ребенка имеет аппликация. Работая с ножницами дети учатся сгибать лист бумаги, разрезать на части по образцу, по инструкции, вырезать геометрические фигуры и несложные предметы. Таким образом увеличивается двигательная активность кисти руки.
Раскраска, штриховка, графика
Раскраска, штриховка, графика - это система упражнений для развития манипулярной деятельности рук. В этих упражнениях задействованы различные группы мышц кисти руки. Эти упражнения могут выглядеть как сюжетные рисунки (и по этому вызывают интерес у детей, рисовать линии (передовая направление и форму, обводить по контуру (рисунок или буквы, соединения по точкам (результат изображения маленьких забавных рисунков, используются тетради с конфигурацией печатных букв русского алфавита.
Такие виды заданий развивают мелкую моторику и формируют графические навыки детей, которые необходимы при обучении письму.
Само массаж
Большое удовольствие получает ребенок, занимаясь само массажем. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание. " Помоем руки под горячей водой струёй воды" - движение, как при мытье рук. " Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. " Согреем руки" - движения как при растирании рук. "Посолим" - имитация посыпания солью. Для более эффективного само массажа кисти используются грецких орех, шестигранный карандаш, массажный мячик. Большое удовольствие ребенок получает играя в сухом бассейне. (Чашка высотой 20-25 см. с фасолью, горохом). Погружаясь как можно глубже, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными. Заинтересовать малыша можно игрой в прятки, много игрушек спряталось в бассейне, а ты найди собачку, только ищи пальчиками, на ощупь. Или: " Найди круглый и гладкий предмет".
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, тогда будет достигнут наибольший эффект.
Итак, к концу дошкольного возраста у ребенка будут развиты мышление и речь, кисти рук станут более подвижными и гибкими, что поможет успешному обучению в школе.
Список используемой литературы
1. С. И. Токарева Коррекция речевых нарушений. Г. Волгоград 2012г.
2. Т. А. Ткаченко Развиваем мелкую моторику. Москва 2010г.
3. С. Е. Большакова Формирование мелкой моторики рук. 2010г.
4. Н. В. Нищева Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Санкт – Петербург 2010г.
5. Е. А. Савина Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. Санкт – Петербург 2010г.
6. О. В. Бачина Н. Ф. Коробова Пальчиковая гимнастика с предметами. Москва 2006г.
7. Т. И. Щербакова Речевые и пальчиковые игры. Москва 2014г.
8. Ю. А. Фадеева Г. А. Пичугина Игры с прищепками. Москва 2013г.
9. Е. Ю. Тимофеева Е. И. Чернова Пальчиковые шаги. Санкт – Петербург 2011г.
10. Т. В. Кузнецова Коррекционно – развивающие занятия. Москва 2002г.
11. Н. А. Федосова Готовлюсь к письму. Москва 2013г.
12. Е. Нефедова О. Узорова Рисуем по клеткам. Москва 2013г.
13. О. А. Конобевская Первые прописи – раскраски. Г. Ростов – на – Дону 2014г.
14. О. С. Жукова Прописи для будущего отличника. Москва 2011г.