Татьяна Викторовна Пимкина
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Ученые установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук, что своевременное развитие ручных умений ребенка положительно влияет на развитие его речи.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вопросом влияния двигательного умения руки на развитие речи ребенка занимались многие ученые, такие как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. М. Бехтерев, У. Пенфилд, М. М. Кольцова, Н. И. Озерецкий. Канадский нейрохирург У. Пенфилд составил «карту» речевых зон мозга и в образной форме показал проекцию всех частей тела в коре головного мозга.
Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.
Согласно наблюдениям М. М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. М. М. Кольцова пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Она особо подчеркивает, что это влияние значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. О важности данной проблемы говорит и тот факт, что точные, координированные движения пальцев рук являются одной из предпосылок для овладения навыком письма.
Исследования ученых А. Л. Сиротюк, Е. П. Ильина, М. М. Безруких свидетельствуют о том, что уровень развития мелкой моторики рук у детей с разным типом профиля межполушарной функциональной асимметрии различен. Эти ученые отмечают, что проблемность в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста обусловлена слабой взаимосвязью между полушариями. Для развития межполушарного взаимодействия существуют современные кинезиологические методики.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные изменения. Включение кинезиологических упражнений в систему логопедических занятий позволяет воздействовать на развитие мелкой моторики рук у детей через развитие межполушарного взаимодействия.