Папки-передвижки

Проект «Влияние развития мелкой моторики в различных видах деятельности на развитие речи дошкольников» (5 фото)

лариса Комарницкая
Проект «Влияние развития мелкой моторики в различных видах деятельности на развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта :

«Влияние развития мелкой моторики на развитие речи дошкольников через различные виды деятельности».

Выполнила: Воспитатель МА ДОУ «Детский сад №25» Комарницкая Лариса Леони

Проект «Влияние развития мелкой моторики в различных видах деятельности на развитие речи дошкольников»

овна.

Верхотурье, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность…3

2. Паспорт проекта…. 7

3. Этапы реализации…8

4. Методы и приемы работы…. 9

5. Конкретные ожидаемые результаты…15

Публикация «Проект „Влияние развития мелкой моторики в различных видах деятельности на развитие речи дошкольников“» размещена в разделах

6. Механизм оценки результатов развития мелкой моторики руки до-школьников….16

7. План работы по самообразованию…. 19

8. Перспективный план по самообразованию на 2014 – 2017 гг….20

9. Литература…. 21

10. Работа с родителями….22

Актуальность

«Истоки способностей и дарования детей находятся на

кончиках пальцев».

В. А. Сухомлинский.

В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

У большинства современных детей отмечается общее моторное от-ставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другие было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка.

Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведё нных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Работы В. М. Бехтерова так же подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача – значит, у ребёнка существуют проблемы с моторикой. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

В связи с тем, что дошкольное учреждение работает по программе

«Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, и, проанализировав рекомендации к данной программе пришла к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализировать потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативным потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинается уже с первых дней жизни ребёнка.

Развитие речи ребенка через пальчиковые игры и мелкую моторику мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование.

Новизна:

Целью моей работы является:

Формирование и развитие двигательных и психологических меха-низмов, влияющих на речь детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное вни-мание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Паспорт проекта :

Тип проекта : исследовательский.

Участники проекта : дети четвертого, пятого, шестого, седьмого года жизни, воспитатели, родители.

Сроки проекта : долгосрочный (2014 – 2017 гг.)

Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук дошколь-ников.

Предметом - комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников.

Автор проекта :

Комарницкая Лариса Леонидовна – воспитатель МА ДОУ «Детский сад №25». г. Верхотурья

Этапы реализации

1 ЭТАП: 2014-2015 учебный год: информационно-аналитический (вводно-ознакомительный, внедрение в практику, (дети четвертого года жизни).

2 ЭТАП: 2015-2016 учебный год — внедрение в практику, (проведение игр, занятий, (дети пятого года жизни).

3 ЭТАП: 2016-2017 учебный год — Подведение итогов, (проведение диагностики проведенной работы, представление опыта работы по теме, презентация, (дети шестого, седьмого года жизни).

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щет-кой, свечкой и т. д.

конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

различные виды аппликаций

• рисование по трафаретам

• штриховка

• дорисовка (по принципу симметрии)

• лабиринты

• Дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• паззлы, мозаика.

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:

• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожи-дать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• Последовательность – (от простого к сложному, сначала на правой руке, затем на левой;

При успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенно-стей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необхо-димо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

На начало 2014- 2015 года учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на создание предметно-развивающей среды : т. е. я уделила внимание организации сенсомоторного уголка. Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Собрано много материала на использование пальчиков игр:

- большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;

- сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;

-игры с песком, водой;

- пальчиковый театр;

- раскраски, трафареты;

- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)

- информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.

Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Например:

Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:

1. стимулирует развитие мелкой моторики;

2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

3. помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.) ;

4. развивает воображение, память, мышление и внимание;

5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

6. формирует творческие способности и артистические умения, знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры – шнуровки:

1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

4. способствуют развитию речи;

5. развивают творческие способности;

6. развивают усидчивость;

7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Можно сказать, что шнурок - это змейка, она любит ползать по до-мику (проползать через дырочки). Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание малыша на расположение шнурка на "домике" - наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет.

Воздушно-пузырчатая плёнка имеет большой спектр применения. Но иногда применение пузырьков поражает воображение. Оказывается, медики применяют её для развития мелкой моторики у детей. Перед тем, как научить деток вышивать, вязать и даже завязывать шнурки – похлопайте с ребёнком воздушные пузырьки, подготовьте маленькие пальчики к большей чувствительности.

Игры с крупой и семенами.

Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.

• Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.

• Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

• Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

развивают мелкую моторику;

развивают внимание;

развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)

Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему пред-стоит обследовать. Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой "Волшебный мешочек". Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесьте все это на крючки. Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.

Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.

Упражнения с бусинами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быст-рую смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение

Игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком и водой, фольклорные пальчиковые игры, физкультминутки.

Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.

Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

Конкретные ожидаемые результаты.

- Полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста.

- Совокупность движения рук, тела и речевых органов способствуют снятию напряженности, монотонности речи

- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

- Овладение разными видами трудовой деятельности.

- Умение создавать художественный образ своего изделия.

- Овладение приемами работы с разными инструментами.

- Овладение нормами этики поведения.

- Увеличение словарного запаса детей, становление речи детей более эмоциональной и выразительной;

- Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- Дети используют пальчиковую гимнастику в различных видах деятельности;

- У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;

- Родители стали единомышленниками с педагогами в ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

- Предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику рук и речь ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.

Механизм оценки результатов развития мелкой моторики руки дошкольников :

Диагностика

С 3 до 4 лет

• Поочередное загибание пальчиков, отдельно на каждой руке.

• Пальчиковая игра. Выполнять заданные движения, сочетая с

текстом стихотворения.

Результат диагностики

• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.

• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.

С 4 до 5 лет

• Ребенку предлагают выполнить упражнение для пальцев рук, показанное взрослым. Упражнение выполняется как для правой, так и для левой рукой. «Каждым пальцем руки последовательно, начиная с мизинца, коснуться большого пальца 2 раза». Упражнение выполняется как для правой, так и для левой руки.

• Сложить из пальцев рук заданное животное (заяц, корова). Сначала на правой руке, затем на левой руке и на обеих.

Результат диагностики

• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.

• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.

С 5 до 7 лет

• Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой

• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.

• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.

«Езда по дорожке» Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т. п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.

Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз;

результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки.

Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.

• Ребенку предлагают срисовать слово, написанное латинскими буквами.

Инструкция.

Посмотри, здесь что-то написано. Ты, может быть, еще не учился писать, но попробуй, наверное, ты сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом, на этом пустом месте напиши тоже так.

Низкий уровень - не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец.

Средний уровень - выполняет с 1 -3 ошибками.

Высокий уровень - выполняет задание точно, без ошибок.

Результат проведения проекта :

• Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

• Результаты диагностики во втором полугодии показали, что движения пальцев стали более точными, дети аккуратнее обводят разные фигуры. Уровень развития тонкой моторики руки вырос на 80 процентов.

Дальнейшее развитие проекта.

Проект рассчитан на 3 года, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта. Продолжение работы с детьми в старшей и подготовительной к школе группе.

Планирую разработать кружок «Волшебный пластилин».

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста».

5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторик и почему так важно её развивать?».

6. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2014 – 2017 гг.

1. Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Проведение диагностического исследования (первичное). Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития мелкой моторики рук у детей до-школьного возраста.

2. Внедрение в практику.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми.

Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности Развитие мелкой моторики рук.

Консультации для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

В течение года

3. Подведение итогов.

Проведение контрольного диагностического исследования Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

Май

Представление опыта работы по теме, презентация

Фото «Влияние развития мелкой моторики в различных видах деятельности на развитие речи дошкольников»
Проект - фото
Фото №1 Тема проекта Влияние Фото №2 Речевое развитие детей развития мелкой моторики на развитие речи дошкольников через различные виды деятельности
Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции. Функцию – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения.

Влияние совершенствования мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

План самообразования «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством развития мелкой моторики руки» на 2015–2020 г. Тема: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через развитие мелкой моторики руки». ФИО: Галеева Эльмира Рафкатовна.

Консультация для воспитателей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка» Консультация для воспитателей. Тема: «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка». В настоящее время рядом исследователей.

Отчет по самообразованию «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики» воспитателя Мельниковой И. Е. Моя тема по самообразованию «Развитие речи у дошкольников через мелкую моторику» Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук» Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторикиРазвитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ НАШИХ ПАЛЬЧИКОВ. Данный материал предназначен для совместной работы взрослого и детей 3-5 лет. В ходе игры ребенок повторяет.

Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника» Тема: Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника». Анохина Ирина Владимировна. Понятие «мелкая.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Влияние развития мелкой моторики в различных видах деятельности на развитие речи дошкольников»
Опубликовано: 6 февраля 2016 в 21:54
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Влияние развития мелкой моторики в различных видах деятельности на развитие речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем лариса Комарницкая (УИ 441967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД