МААМ-картинки

Консультация «Развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста»

ТАТЬЯНА ДУДОРОВА
Консультация «Развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста»

«Руки учат голову,затем поумневшая голова учит

руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И. П. Павлов

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но,ксожалению,существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них:плохо развитая мелкая моторика рук.

Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук,или иначе говоря,ручной и речевой моторики. Рука,пальцы, ладони-едва ли не главные органы,приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых –помочь развить мелкую моторику рук.

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Существует уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи – это пальчиковые игры и упражнения.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры,придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Методических рекомендации к проведению пальчиковых игр:

- Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание.

- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

-Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

- В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).

* Сорока-ворона кашу варила…

* В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…

* Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая…

* Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…

* Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…

* Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…

* Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл… и др.

-Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.

-Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

-Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

-Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

-Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трё х позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.

-Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как.

Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего дошкольного возраста Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук» Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе НОД УДК___ А. Ф. ЗАРИПОВА г. Уфа РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Добрый день уважаемые коллеги! Все мы свами прекрасно знаем и понимаем, насколько важно для ребёнка развитие мелкой моторики, ведь ещё В. А.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В течение последних лет я работаю над темой «Развитие мелкой моторики у дошкольников». На мой взгляд, эта тема актуальна и современна, так.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент.

Влияние мелкой моторики и рисования на развитие речи детей раннего возраста Одна из важнейших задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. Заботиться о своевременном развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 октября 2015 в 14:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем ТАТЬЯНА ДУДОРОВА (УИ 370346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД