Светлана Павловна Липатова
Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста и их воображение
▼ Скачать +Заказ
ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ВООБРАЖЕНИЕ
“Дети не рождаются с пустыми руками,
они несут с собой заряд создания
духовных и материальных ценностей
они в состоянии сотворить их,
потому и рождаются, чтобы создавать и творить.
Только надо помочь им раскрыться…”
Ш. А. Амонашвили.
Занятия изобразительной деятельностью - это одна из форм предметной деятельности
Публикация «Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста и их воображение» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ребенка, которая необходима ему для физического, психического и умственного развития, включающая в себя рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Каждый из
этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Они имеют неоценимое значение для всестороннего развития детей, так как
влияют на развитие познавательных процессов таких как: ощущение, мышление, память,
восприятие, внимание, наблюдательность и заставляют оба полушария мозга работать.
Познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет. Основы зарождения творческой личности закладываются еще раньше.
Первые попытки творческих изображений ребенок предпринимает в рисовании. Познавательный интерес подталкивает к тому, чтобы малыш взял карандаш или фломастер
и поводил им по листу бумаги. В раннем возрасте рисунок ребенка является его речью.
В рисунке ребенок выражает то, что не может сказать словами. Сначала дети исследуют
свойства кисти или карандаша, экспериментируя с ними, рисуют линии, черточки
и кружочки. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль
с предметами и специально создает воображаемые объекты.
Словесное формулирование намерения дошкольником является началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему
графического образа. Чаще всего это кругло подобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т. д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он
начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный
скачек в развитии ребенка происходит в младшем дошкольном возрасте. Под влиянием
взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Рисунок является
мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются
особенности мышления, воображения, эмоционально - волевой сферы. Так же как игра,
он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Дети рисуют то,
о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение
к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд. Детей
увлекает возможность получения продукта своего труда, а рисование, лепка, аппликация
– наиболее доступные виды деятельности, где можно получить результат, в отличие от
игры. Рисование одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка,
в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики.
Важной составляющей творчества является психологический процесс -воображение.
Воображение – великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. В связи с этим одной их задач педагога является развитие творческого воображения у детей, благодаря чему развиваются познавательные, творческие способности, а в целом и личность ребенка. Воображение это особая форма психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе
с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
У всех детей богатое воображение, чтобы с возрастом оно не потускнело, его нужно
развивать. Ничто так не способствует этому, как занятия творчеством. Рисование, лепка
– всё это помогает стимулировать полет фантазии ребенка. Но особенно большую роль
играет применение игр на занятиях. Систематическое использование простых приемов,
упражнений и поможет педагогам в развитии творческого воображения детей.
На протяжении всего дошкольного детства у ребенка складываются: изобразительные, музыкальные, конструктивные, словесно - литературные виды деятельности, которые
создают большие возможности для развития творческого воображения. Поэтому педагогу
надо прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание придумать,
сочинить, сделать что-то самостоятельно. Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из эффективных форм художественного освоения детьми окружающей
действительности, в процессе которого они изображают предметы и явления.
Рисуя ребёнок развивает определё нные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета.
Творческая деятельность дошкольников способствует формированию образов воображения, показывает, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка, развивает сенсорную культуру, обогащает представления об окружающем мире, стимулирует развитие речи, воображения, мышления, памяти, внимания и познавательной активности. Все это обогащает художественную деятельность детей и побуждает к творчеству. Расширяя диапазон развития ребенка, и вовлекая его в сказочный мир искусства,
мы развиваем способность к творчеству и влияем на формирование личности ребенка.
Поэтому изобразительная деятельность, как средство развития творческих способностей
и воображения, считается одной из самых результативных.