Родина Марина Анатольевна
Влияние игровой деятельности на развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии, член-корреспондент АПН СССР Даниил Борисович Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.
Лучший способ чему-либо научиться - это играть. Дети могут не только изучать естественные науки, математику и инженерное дело через игру, но они также могут приобретать важные социальные навыки во время игры. Дети могут узнать о решении проблем, защите своих интересов, навыках принятия решений, работе в группах, разделении и разрешении конфликтов.
Публикация «Влияние игровой деятельности на развитие дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По мере того, как дети развиваются и растут, меняется и их способ игры. Социальные игры развиваются и меняются у детей на протяжении всей их жизни.
Во-первых, игра начинается с рождения. Те случайные движения, которые младенцы совершают без ясной цели, на самом деле это начало игры.
Во-вторых, стадия, которая начинается в младенчестве и часто встречается у детей ясельного возраста, - это когда дети начинают играть самостоятельно. Когда дети играют в одиночестве, кажется, что они не замечают других детей, сидящих или играющих поблизости во время игры.
Чаще всего игры со сторонними наблюдателями происходят в раннем детстве, но могут происходить в любом возрасте. На этом этапе дети смотрят, как играют другие. Ребенок, который смотрит на играющих других, может задавать вопросы другим детям, но не прилагает никаких усилий, чтобы присоединиться к игре. Это может произойти, когда ребенок стесняется, не уверен в правилах или не решается присоединиться к игре.
Примерно в возрасте трех-четырех лет они в конечном итоге начинают больше интересоваться другими детьми, чем игрушками. В какой-то момент ребенок начнет больше взаимодействовать с другим ребенком, с которым он играет; это называется ассоциативной игрой. Они начинают задавать вопросы и рассказывать об игрушках и о том, что они делают. Это начало понимания того, как ладить с другими. Во время ассоциативной игры дети в группе преследуют схожие цели (например, построить башню из кубиков). Однако они не устанавливают правил и нет официальной организации.
По мере того, как дети переходят на этапы игры, их игра становится более сложной и требует все большего и большего взаимодействия с другими. Чтобы дети могли практиковать социальные навыки, такие как сотрудничество, поиск компромиссов и решение проблем, лучший способ сделать это - позволить им поиграть. Они будут гораздо легче запоминать ритмы и мелодии социальных взаимодействий, если мы предоставим им время и пространство для игры.
В игре формируется внутренний план действий. Происходит это следующим образом. Ребенок, играя, делает акцент на человеческих взаимоотношениях. Чтобы их отразить, ему надо внутренне проиграть не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при создании внутреннего плана действий.
Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре.
В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. Если игра интересует ребенка, то он невольно сосредоточивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если же он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, то может быть изгнан из игры. Но так как эмоциональное поощрение и общение со сверстниками для ребенка очень важны, то ему приходится быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты.
В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т. е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития мышления. Если сначала при помощи предметов-заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с предметами-заместителями уменьшаются и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений.
В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. От замещения одних предметов другими и способности брать на себя различные роли ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в своем воображении. Например, шестилетняя Маша, рассматривая фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щеку и задумчиво смотрит на куклу, сидящую возле игрушечной швейной машиной, говорит: «Девочка думает, как будто ее кукла шьет». По данному высказыванию можно судить о свойственном девочке способе игры.
Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения.
Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, исполняя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, поскольку считает, что хорошо исполнил роль.
Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный интерес проявляется в игровой форме : ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на деревьях яблоки и т. д. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок.
Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.
В процессе игры дети активно используют игрушки. Роль игрушки многофункциональна. Она выступает, во-первых, как средство психического развития ребенка, во-вторых, как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в-третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений.
Развивающие игрушки могут помочь развить навыки решения проблем, научат разрешению конфликтов и принципам работы причины и следствия. Они также учат детей тому, как делиться, помогают развивать их мелкую и крупную моторику и воспитывает их творческие способности и воображение.
Игрушки – средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, зайчики, собачки и т. д. Сначала ребенок производит с куклой подражательные действия, т. е. делает то, что показывает взрослый: качает, катает в коляске и т. д. Затем кукла или мягкая игрушка, выступают как объект эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведет к развитию рефлексии и эмоциональному отождествлению.
Исследования показывают, что обучение через игру является важной частью развития ребенка. Игра - чрезвычайно важная часть развития ребенка, которую следует поощрять и поддерживать. Однако обратите внимание, что детям нужно собственное время и пространство, чтобы научиться этим навыкам, которые придут самостоятельно. Уроки, извлеченные из игры, могут быть полезными и для родителей. Прелесть в том, что дети открывают для себя новые возможности, играя в игры.