Нина Остапенко
Развитие эмоций в совместной игровой деятельности (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоций в совместной игровой деятельности (младший дошкольный возраст
Эмоциональная сфера ребенка - один из главных факторов, определяющих его психическое здоровье и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду– это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.
Публикация «Развитие эмоций в совместной игровой деятельности (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Эмоциональная зрелость наступает постепенно и представляет собой обогащенную различными тонкими проявлениями сторону личности: способность различать переживания и настроении других, контролировать и управлять эмоциями, тесно связанную с познавательными и волевыми свойствами личности.
Для дошкольников характерны бурные и быстро меняющиеся эмоциональные реакции. Они живут в мире аффектов, легко возбудимы, их переживания контрастны и непроизвольны. Младший дошкольник может рассердиться или обидеться на кого-нибудь, но буквально через несколько минут хохотать, увидев смешной эпизод в мультфильме. То, что для взрослого кажется несущественным, в глазах малыша может стать причиной бурных эмоций.
В случае, когда эмоции не могут быть выражены, у ребенка наступает эмоциональное напряжении, которое дезорганизует поведение, мешает интеллектуальному и личностному росту. На его фоне могут возникнуть трудности и нарушения в психическом развитии, сложности во взаимоотношениях с окружающими.
Языком эмоций является мимика, поза, выразительные движения. Например, улыбка, смех, живые глаза – это выражения радости; хмурое лицо, тусклый взгляд, опущенные плечи – грусть; искаженное лицо, горящие глаза, резкие решительные жесты – гнев. Овладев языком эмоций, можно научиться понимать эмоциональные состояния других людей, что важно для продуктивного общения.
Признавая важную роль каждого вида деятельности в развитии эмоциональной сфера ребенка, все же особо хочется подчеркнуть значение игры, так как она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин) способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе выполнения игровых задач, ролевых перевоплощений ребенок обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.
Важное место принадлежит сенсорным играм, которые помимо своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредовано приводят в действие эмоциональную сферу. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки, но очень привлекательны для детей младшего дошкольного возраста.
Игры с водой.
•Пускать кораблики
•Купать игрушки
•Наполнить водой пластмассовые, резиновые игрушки и вылить ее
•Погрузить на дно игрушки
•«Дождь идет» (лить воду из лейки в тазик)
•«Кто дольше удержит воду в ладошках»
•«Море волнуется» (руками изображаем волны)
Игра «Ветерок»
Держим в руке султанчик и говорим такие слова:
«Ветерок, подуй сильней, развей ленточки скорей.
Вей, вей, ветерок, догони его дружок»
Размахиваем султанчиком, дети догоняют, пытаясь поймать ветерок.
Игра «Путешественники»
Дети босяком ходят по разной поверхности: ребристой
мягкой
гладкой
Театрализованные игры
Используем их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство влияния на личность ребенка, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Дети значительно лучше и эмоциональней усваивают материал, если о нем рассказывает не воспитатель, а сказочный герой. От его лица благодарим и хвалим детей, здороваемся и прощаемся.
Для детей младшего дошкольного возраста многие игры имеют сюжетный характер, то есть создается образ, в котором ребенок чувствует себя комфортно. Для маленьких детей гораздо понятнее выражение: «покачай веточками», «помаши крылышками», чем «покачай руками, поднятыми вверх», «ритмично помаши руками, отведенными в сторону». Все игровые элементы опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание. В одном случае дети идут, переваливаясь, как мишки, вразвалочку, в другом – весело скачут, как зайчики, греют лапки и хвостик, а в третьем, идут мягко, показывая лапки и заметая следы хвостом, как хитрая красавица лиса. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они с удовольствием многократно повторяют все движения.
Дошкольники с удовольствием включаются в театрализацию, воплощают образы, превращаются в артистов.
Читаем П. Воронько «Медвежата», предлагая детям подвигаться.
Медвежата в чаще жили. Головой своей крутили. Вот так! (Переступают с ноги на ногу, вертят головой).
Медвежата мед искали, дружно кустик раскачали. Вот так! (Имитируют раскачивание кустиков).
Вперевалочку ходили и из речки воду пили. Вот так! (Двигаются вперевалочку, неуклюже).
А потом они плясали, выше лапы поднимали (Танцуют, высоко поднимая колени)
Постепенно расширяем игровой опыт детей за счет освоения разных видов театра, в которые включается ребенок.
Во второй младшей группе знакомим детей с лексикой, отражающей наиболее яркие эмоциональные состояния: веселье, грусть, печаль, испуг, злость.
Основную роль в решении этой задачи выполняет литература. Читая детям потешки, сказки, обращаем внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно демонстрируем проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждаем детей к определенным эмоциональным состояниям. Используем вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?» «Какой еще бывает лиса?»
Используем иллюстрации, например изображение одного и того же героя в разных эмоциональных ситуациях.
Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей, мы их проводим не только на специальных занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня.
С развитием эмоций жизнь ребенка становится более яркой, насыщенной и выразительной.