Казакова Наталья
Викторина «Юные знатоки русских народных сказок» для старших дошкольников
▼ Скачать
МБДОУ «Детский сад №61 «Малышок»
Г. Ставрополь 2024
Воспитатель Казакова Наталья Владимировна
Викторина «Юные знатоки русских народных сказок»
для старших дошкольников.
Цель: прививание любви к устному народному творчеству – к сказкам.
Задачи:
закреплять и расширить знания детей о народных русских сказках;
развивать память, логическое мышление, наблюдательность, интонационную выразительность речи и мимику, жесты;
обогащать словарный запас детей;
Публикация «Викторина „Юные знатоки русских народных сказок“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
формировать умение строить диалог между сказочными героями,
пробуждать интерес к театрализованной игре;
воспитывать личностные качества: взаимовыручку, дружелюбие, честность в игре, справедливость; желание прийти на помощь;
способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;
вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера;
Материал и оборудование:
загадки о сказках и сказочных героях :
коробки с пазлами (сказки);
раздаточные карточки по сказкам;
фишки;
книги со сказками для оформления;
полоски для кодирования сказки и фломастеры;
выставка книг (русские народные сказки)
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок :
беседы по прочитанным сказкам;
тематическая выставка «Наши любимые сказки»
рассматривание иллюстраций;
оформление выставки книг с русскими народными сказками;
составление своих авторских сказок;
драматизация сказок;
настольные театры;
составление картинок из пазлов
Интеграция:
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, музыка.
Ход викторины:
- Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о сказках. А что такое сказка, можете поделиться. (Высказывание детей). Все знают, что сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? (Высказывания детей) Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Юные знатоки русских народных сказок». Согласны? (Согласие детей)
- У нас должно быть две команды. Делимся на команды так: достаем кружок из «чудесного мешка». Красный – одна команда, жёлтый - вторая. (Дети делятся на команды)
- Давайте придумаем название команд.
(Дети решают поставленную задачу под запись песни «Когда мои друзья со мной…» Воспитатель знакомит детей с жюри и с правилами игры, желает успехов всем, а победит - сильнейший)
- Начнем нашу викторину с разминки. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, а вы должны быстро отвечать. Готовы? Начинаем!
1 конкурс: Интеллектуальная разминка
1. С кем встречался Колобок во время своего путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
2. Кто помогал дедушке тянуть Репку? (бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
3. Кому Баба Яга пела песенки на бережку? (Терёшечке)
4 .Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)
5 Кто построил прочный дом в сказке «Зимовье»? (бык)
6. Какая избушка была у лисы? (ледяная)
7. Кто катался на печке? (Емеля)
8. Чем выманила лиса петушка в сказке «Кот, петух и лиса»(горошком)
9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
10. Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
11. Кто помогал девочке с братом скрыться от гусей? (молочная река - кисельные берега, яблоня, печка)
13. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна-лягушка)
14. Как звали девочку, которая залезла в короб с пирожками? (Маша)
Воспитатель: Мы все с детства любим сказки. Сказки учат нас жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка помогает познать мир. А какие вы знаете и любите сказки, мы сегодня узнаем.
2 конкурс: Отгадайте загадку
1 Помогла нам яблонька, помогла нам печка,
Помогла хорошая голубая речка.
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унёс братишку? Назовите книжку.
Гуси-лебеди
2. Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку о её пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На вопросы эти отвечай скорей!
Красная Шапочка и волк.
3. Бабушку эту знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга
4. Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто?
Емеля
5 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка
6. Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки.
Маша и медведь
7. Сказку мы для вас расскажем:
Она его кормила кашей,
Он ни капельки не съел,
На болото улетел.
Угощал её окрошкой,
Не отведала ни крошки
И ушла к себе в леса.
Это… Журавель и лиса
8 Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. Это что за аппарат?
Ступа
9 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка
10 Всех важней она в загадке,
Хоть и в норке прожила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка
11. Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух
12. Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба
13 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок
14. В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка
Ведущий: Сейчас нашим командам надо будет вспомнить сказки, и продолжить предложение, начатое мною.
3 конкурс: Продолжи предложение
1. "Скоро сказка сказывается, да не скоро. "
Дело делается
2.. Лису в сказке «Заюшкина избушка» прогнал?
Петух
3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в.
Козлёночка
4. В сказках называют то Топтыгин, то Потапыч, то Косолапый…
Медведя.
5. Волк в сказке "Волк и семеро козлят"съел?
Шесть козлят.
6 Мужик варил кашу из…
Топора
7. "Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло – а…
В рот не попало
8. События в сказке «По щучьему веленью»происходили?
Зимой
9. Стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка» упала…
В болото
10. Девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути.
Печку
11. Крошечке -Хаврошечке во всем помогала?
Коровушка
12. Выражение «Битый небитого везет.» встречали в сказке?
«Лисичка-сестричка и серый волк»
13 Бобовым зёрнышком подавился?
Петушок
14.. Снегурочк растаяла от?
Тепла от костра
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и убедились, что все наши участники хорошо знают сказки. Пора нам и отдохнуть.
Физминутка: В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Воспитатель: А теперь мы проверим, смогут ли дети угадать сказку по предметам.
4 конкурс: Узнай сказку по предмету.
Команды должны выбрать по 4 конверта (работа в парах). В конверте лежат изображения предметов. Участники должны узнать сказку, по предложенному набору предметов (в приложении, и изобразить героя сказки или сценку.
1 набор: Прорубь, рыба, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
2 набор: Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор: Печка, яблонька, избушка на курьих ножках, – Гуси-лебеди
4 набор: Яблоко, зайчик, ведра упали – У страха глаза велики
5 набор: Козлёнок, лужица- копытце, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
6 набор: Дом в лесу, миски, кровати– Три медведя
7 набор: Щука, ведра, печь – По щучьему велению
8 набор: Мужик, корешки, медведь– Мужик и медведь
Воспитатель: Молодцы. А сейчас проверим наши команды на внимание. Надо будет найти ошибку.
5 конкурс: Найди ошибку
(Поочерёдно отвечают команды, если одна команда не отвечает то право ответа переходит второй.)
У страха уши велики
Волк и шестеро козлят
Царевна-мушка
По кошачьему велению
Коза -ягеза
Сестрица Аленушка и братец Никитушка
Петушок — золотой пастушок
Мальчик-с-ноготок
Суп из топора
Сивка-мурка
Ржаное зёрнышко
Даши и медведь
Гуси –гусята
Заюшкина норка
Воспитатель: (подхваливает детей и объявляет 6 конкурс).
6 конкурс: Закодируй сказку.
Команды схематически зарисовывают сказку, потом обмениваются и узнают, какую сказку закодировали противники.
Воспитатель: Я знаю, что все вы любите собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинку из сказки и назвать эту сказку и её героев.
7 конкурс: Собери картинку
(Команды выбирают по 1 коробке пазлов и сообща (в командах) собирают картинку.)
(Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Заюшкина избушка, По щучьему велению, Теремок, Кот,петух и лиса, Колобок).
Воспитатель: Вот наша викторина подошла к завершению. А сейчас мы узнаем, чья команда победила.
(Жюри подсчитывает фишки, объявляет команду - победительницу и под музыку вручают призы.).
Воспитатель: Вот, ребята, мы с вами и вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь, благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло.