Елена Беломыльцева
Викторина по сказкам с образами воды и снега
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина по сказкам с образами воды, снега
Задачи:
• формировать умение анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать результаты проводимых опытов;
• активно стимулировать умственную деятельность;
• активно включать детей в опытническую деятельность;
• развивать практические навыки, формировать наблюдательность;
• формировать умения принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность;
Публикация «Викторина по сказкам с образами воды и снега» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Вода. Викторины, интеллектуальные игры
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Сценарии развлечений
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии по сказкам
- Темочки
• развивать логическое мышление, речь, воображение;
• способствовать развитию силы голоса и речевого дыхания, активизировать мышцы губ;
• формировать умение сочинять сказки-миниатюры;
• формировать умения в построении связной речи;
• создавать атмосферу эмоциональных эстетических переживаний на основе сказок;
• воспитывать интерес к художественным произведениям;
• вызывать детские отклики на добро и зло;
• формировать умение отстаивать свое мнение;
• добиваться соблюдения внимательного, чуткого отношения к товарищам, педагогу; соблюдать требования такта во взаимоотношениях друг с другом, взрослыми; воспитывать толерантность.
Предварительная работа: проведение на прогулке опыта «Тепло ли в снежных сугробах?» с предварительной беседой; чтение сказок «Снегурочка», «Мороз Иванович» (в обр. В. Одоевского, «Два Мороза», С. Маршака «Двенадцать месяцев», «Заюшкина избушка» (в обр. О. Капицы).
Оборудование и материалы: иллюстрации, репродукции, рисунки к сказкам; маски-шапочки лисы, зайца; игрушки: заяц, лиса; кукла Снежная Королева; панно «Зимний пейзаж»; разрезные картинки к сказке «Заюшкина избушка».
Ход занятия
Педагог. В любых произведениях искусства, в том числе в легендах, сказках, люди часто наделяют воду, снег, камни и прочие предметы природы образами человека. Мы знаем, что вода бывает и паром, и туманом, и хлопьями снега, и льдом, и дождинками, и росинками. Сегодня мы войдем в мир сказок, в которых герои или их вещи отображены в виде воды, снега или льда.
Загадки
Нет у деда с бабой дочки!
Что же делать? Как тут быть?
Взяли снежные комочки,
Стали девочку лепить.
А она вдруг ожила,
Улыбнулась, в дом вошла.
Рады баба, дед и кот,
Рады петух и курочка,
Что теперь с ними живет Девочка. (Снегурочка).
Г. Лаптева
Сказка «Снегурочка». См. «Воздух. Свойства воздуха. Теплота», опыты «Греет ли шуба?» и «Где быстрее растает мороженое?»
Затем педагог зачитывает отрывок: «А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все вы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек». Предлагает детям задуматься, правильно ли рассуждает Снегурочка : «Все бы ей холодок, а еще лучше — дождичек?»
Педагог. Вероятно, Снегурочка забыла, что она из снега слеплена? Будет ли ей полезен дождь?
Педагог и предлагает провести опыт.
Опыт. Вам понадобятся заранее подготовленные фигуры из снега в виде небольшой снежной бабы (Снегурочки). Одну фигуру накрыть «шубой» — бумажным колпачком; другую полить водой из лейки («дождь»).
Вывод (делают дети). Для Снегурочки опасен дождик, так как под ним она тает быстрее.
Далее предлагаются советы, как Снегурочке спастись от дождя.
Загадка
Мачеха злая корзинку дала,
В зимнюю стужу в лес прогнала:
-— Нечего дома у печки дремать!
Ты первоцветы должна мне нарвать!
В лютую стужу, под ветром склоняясь,
В легком платке она в лес направлялась.
Думала встретить погибель свою,
Только услышала — песню поют.
Братья от гибели уберегли,
Подснежники даже собрать помогли.
(«Двенадцать месяцев»)
Дети угадывают сказку, называют ее героев.
Загадка
Зимой девицу в лес свезли,
Под сосной оставили.
Добрый дед ее нашел,
В дивный терем свой привел,
Щедро наделил дарами,
Самоцветными камнями.
Сводную ее сестрицу,
Лежебоку круглолицу,
Наказал за лень и злобу,
Выгнав вредную особу.
И не стало спеси, лоска
В зимней сказке.
(«Мороз Иванович»)
Педагог зачитывает фрагмент из сказки «Мороз Иванович». См. «Воздух. Свойства воздуха. Теплота», опыт «Греет ли шуба»?
Загадка
«Я с ним быстро разберусь,
Под одежду проберусь.
Одежонка так плоха,
Заморожу мужика!»
Но мужик, схватив топор,
Дал обидчику отпор.
Не исполнилась угроза.
Это сказка.
(«Два Мороза».)
Дети угадывают сказку, называют ее героев.
Игра «Угадай сказку». Каждому ребенку предлагаются картинки с изображениями героев и предметов сказки «Заюшкина избушка». Назвать сказку и на картинке с изображением зимнего пейзажа расположить сказочных героев и предметы.
Педагог зачитывает фрагмент сказки.
«Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!
— Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?»
Педагог. Всегда ли был прав заяц в сказке? (Ответы детей.) Возможны ли другие варианты в поведении зайца в данной ситуации? (Ответы детей.) Подумайте, как по-другому мог поступить заяц с лисой.
Педагог предлагает роль зайца играть мальчикам, а себе выбирает роль лисы. Обыгрывается названный фрагмент сказки. Каждый ребенок-«заяц» отвечает «лисе», учитывая хорошую расположенность к ней. Например, «заяц» говорит «лисе» : «Я пущу тебя в дом жить. Ты красивая, умная и не будешь меня дразнить. Давай жить дружно». Формируется принцип «Нельзя быть злопамятным, надо уметь прощать обиды». Можно разыграть и другую ситуацию, в которой дети-«зайцы» проявляют твердость характера и не уступают обманщице-«лисе». Далее роли меняются: педагог — «заяц», девочки — «лисы». Детям предлагается найти другой вариант обращения «лисы» к «зайцу». Например, «лиса» обращается к «зайцу» : «Здравствуй, зайчик. Какой ты весь беленький, пушистенький, очень красивый!», и далее звучит просьба «лисы». Педагог объясняет, что ее удивило поведение собаки, волка, медведя, спрашивает у детей, какой у них характер — сильный или слабый. Дети высказывают свои предположения. Ответы обсуждаются.
Педагог. Как каждый из героев сказки мог бы помочь зайчику вновь вернуть домик? (Ответы детей.) Какие животные действительно не смогли бы справиться с лисой? (Ответы детей.) Как лиса могла бы сохранить ледяную избушку летом, чтобы она не растаяла до следующей зимы? (Ответы детей.) Раньше в деревнях люди, не имея холодильников, выкапывали погреба, посыпали их снегом, потом заливали водой. Крыша погреба становилась ледяной, как избушка у лисы. Затем сверху она присыпалась опилками. В таких уличных погребах можно было хранить мясо, рыбу и другие продукты. Погреб-избушка не тает даже летом.
Вместе с детьми сделать вывод: лиса так же может сохранить домик летом. Тогда лиса и заяц будут жить мирно и ходить друг к другу в гости. Также педагог делает вывод по сюжету сказки и личным высказываниям детей, выступивших с интересными предложениями.
Педагог. Какие еще вы знаете сказки, в которых участвуют вода, снег или лед? (Ответы детей. Показывает репродукции к сказке «Снежная Королева»). Узнали? Назовите, пожалуйста, сказку и ее основных героев. К вам в гости пришли заяц и лиса. (Показывает игрушки, которые держат пакеты с заданиями в виде схем.) Они принесли вам задания. Интересно, какие?
Игра «Разгадай и выполни». Дети разгадывают схемы. Мальчикам предлагается забраться и затем прыгнуть с «дерева» (например, с табурета, девочкам — перепрыгнуть через «ручей» (очерченное пространство на полу).
Игра «Вьюга». Детям показывают картинку с изображением вьюги и просят изобразить вьюгу, воющую в ненастный день. По сигналу педагога «Вьюга начинается» дети тихо произносят: «У-у-у», по сигналу «Вьюга кончается» произносят слово «тише», по сигналу «Вьюга закончилась» ничего не произносят. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3-х раз. Для этого педагог плавным движением руки вверх показывает детям, что звук должен быть громче, плавным движением руки вниз — тише.