Бахарева Светлана Викторовна
Виды наблюдений для детей раннего возраста (зима)
▼ Скачать + Заказать документы
Виды наблюдений. Декабрь.
Вид наблюдения Примерное содержание словарь опыты Художественное слово
ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ.
1. ЗА ВОДОЙ
(ВЫНЕСЕНУЮ НА УЛИЦУ) Морозно, замерзла, превратилась в лед
2. ЗА СНЕГОМ
(ВНЕСЕНЫМ В ГРУППУ)
Закрепить свойства зимнего снега. Делать простейшие выводы. Сравнивать (снег и воду)
3. ЗА ОКНАМИ ЖИЛЫХ ДОМОВ (ИЗ ОКНА И НА ПРОГУЛКЕ) Рассказать, что зимой днем на севере темно и люди зажигают свет в домах Зажглись разноцветные огоньки, засветились окна ночью.
4. ЗА ПОЛЯРНОЙ НОЧЬЮ (НЕСКОЛЬКО НАБЛЮДЕНИЙ
Публикация «Виды наблюдений для детей раннего возраста (зима)» размещена в разделах
С 30.10 ПО 13.01) Объяснить детям о явление Севера – полярной ночи, о влияние этого явления на жизнь людей, детей (мало гуляют на улице, холодные дни, морозные, темные) Полярная ночь, темно, грустно. День настал, и вдруг стемнело, свет зажгли,
Глядим в окно, снег ложится белый – белый
Отчего так темно?
5. ЗА СЕВЕРНЫМ СИЯНИЕМ
(НА ИЛЮСТРАЦИЯХ) ЧЕРЕЗЭЛЕКТРОГИРЛЯНДУ Раскрыть доступное понятие «северного сияние».
Расширить кругозор детей. Закрепить явление зимы Северное сияние, мерцает, переливаются
ЗА ПОКРОВОМ ЗЕМЛИ
1. ЗА ПОКРОВОМ СНЕГА, ЗА СУГРОБАМИ Учить делать простейшие выводы – образования сугробов, пушистого ковра (одеяло) Белое одеяло, пушистое, снежинки летят, ложатся Опыты со снегом: соберем большой, маленький ком, сугроб, расчистим дорожке, очистим крылечко Белое покрывало
Землю покрыло
ЗА РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ
1. ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
(НЕСКОЛЬКО НАБЛЮДЕНИЙ) Учить делать простейшие выводы, что с наступлением полярной ночи комнатные растения (листья) гибнут, что за ними нужен постоянный уход
Дид. Игры: «Чей листик?», «Каково цвета листок?» (на классификацию растений - деревьев, цветов.)
2. ЗА СОСТОЯНИЕМ КУСТАРНИКОВ, ДЕРЕВЬЕВ НА ГАЗОНАХ
(ИЛИ НА ИЛЮСТРАЦИЯХ) Стоят в снегу, склоняются под ветром и пр.
3. ЗА ВЕТКОЙ ЕЛИ
(В НЕСЕНУЮ ГРУППУ) Дать почувствовать запах морозного леса, делать простейшие выводы. (Веточка ожила, распушилась) Ветка ели, елки зеленой, ожила, расцвела, задышала Задышала, ожила….
ЗА ЖИВОТНЫМ МИРОМ
1. ЗА ЖИЗНЬЮ ПТИЦ ЗИМУЮЩИХ. ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ (МЕДВЕДЬ, ОЛЕНЬ). ЧЕРЕЗ ИЛЮСТРАЦИЮ, РАССКАЗОВ ВЗРОСЛЫХ. Расширять кругозор детей – о жизни и обитания северного животного – оленя.
Под. Игра : (имитация)
«Побегаем, как олени по тундре» и др. Олень, оленята, едят ягель, копыта сильные, рога. Загадки :
1. стройный, быстрый,
рога ветвисты,
пасется весь день.
Кто это?
2. От рогов ветвистых, стройных
на снега упала тень.
Кто бежит, к нам с ветром споря?
Это северный олень.
ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ОДЕЖДЫ
1. ЗА ОДЕЖДОЙ ВЗРОСЛЫХ, ДЕТЕЙ Учить делать простейшие выводы, что с наступлением морозов одежда людей несколько изменяется, расширять знания детей о видах зимней одежды.
дид. Игры «Кому, что нужно для прогулки» Одежда зимней, меховая шапка, варежки, валенки.
2. ЗА ОДЕЖДОЙ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ Расширять кругозор детей.
1. В тундре зимой без нее не на шаг
С места рванет, только ветер в ушах
2. Олие, олие много рыбы у нее!
Много зверя у нее!
Олие, олие не скупясь, на оборот
Все нам щедро отдает!
ЗА ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
1. ЗА РАБОТОЙ СНЕГОУБОРОЧНОЙ ТЕХНИКИ (ЧИСТИТ (ДОПОЛНЕНИЕ) Наблюдать за сложностью работы взрослых. За последовательностью действий всех машин и людей.
дид. Игры С карточками, и предметами.
Устраняют заносы снега на дорогах, вывозят снег.
2. ЗА ДВИЖЕЩЕМ ТРАНСПОРТОМ Расширять представление детей о видах транспорта, предназначения различных видов транспорта (грузовая – возит груз, автобус – возит людей и пр.)
дид. Игры «Назови части машин?», «Какая машина?». Грузовик, самосвал, автомобиль. Машина, машина,
Идет, гудит….
Виды наблюдений. Январь.
Вид наблюдения Примерное содержание словарь опыты Художествен
ное слово
ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ.
1. ЗА МОРОЗНЫМ ДНЕМ ЗА ИНЕИМ
(НЕСКОЛЬКО НАБЛЮДЕНИЙ) Расширить представление детей о явления зимы, дать почувствовать запах морозного дня Мороз трещит, стучит в окна домов, скрипит снег.
Мороз невелик, а стоять не велит
2. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ВЕТРА (НЕСКОЛЬКО) Раскрыть понятие «туман зимой», что трудно и опасно людям во время тумана прохожим на улице, водителям на дорогах управлять машиной, расширять кругозор.
Туман, морозно опасно, на дорогах
3. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТУМАНОМ (В МОРОЗНЫЙ ДЕНЬ) Продолжать определять силу ветра с помощью атрибутов, одежды и поведение людей. (Из окна) Вьюга, метелица, завывает, воет Вьюга да метелица,
снег на землю стелется
К нам пришла красавица – зима!
Вьюга белая метет!
Это зимушка идет,
Рукавами повила все дорожки замела
ЗА ПОКРОВОМ ЗЕМЛИ
1. ЗА СУГРОБОМ, ОБРОЗОВАВШИМСЯ ПОСЛЕ ПУРГИ Продолжать учить делать простейшие выводы, измерять высоту снежного покрова, качества снега, определять (рассыпается, твердый, колючий) Намело большие сугробы, расчистим дорожки. Вот зима – кругом бело,
Много снега намело
Зимушка хрустальная
вся белым бела
сколько ты искристого снега намела
ЗА РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ
1, ЗА СОСТОЯНИЕМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ Расширить представление детей о комнатных растений, разновидностях, о значение растений в жизни человека. Воспитывать бережное отношение
Дид. Игра: и работа с предметами карточками (на классификацию)
«найди части растений и дерева», «Чей это листок» Погиб листочек, завял, сухая земля, пьет водичку
2РАСМАТРИВАЕММ ИЛЮСТРАЦИЮ О ЗИМЕ
(«ЗИМОЙ В ЛЕСУ») Дать возможность полюбоваться изображением природы на картинках, учить видеть прекрасное, эмоциональное откликаться, выражать эмоции в действиях. (покажи, что тебе приятно.)
ЗА ЖИВОТНЫМ МИРОМ
1. ЗА СОБАКОЙ (НЕСКОЛЬКО НАБЛЮДЕНИЙ)
2. ЗАЖИЗНЬЮ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ (ЧЕРЕЗ РАСМАТРИВАНИЕ ИЛЮСТРАЦИЙ) Расширять представление детей, что животным зимой живется очень тяжело, трудно добывать корм, что им помогает выжить В морозные дни: теплый мех, движение постоянное. О заботе людей и детей о животных.. Теплая, густая шерсть, трудно добывать корм моделирование : простейших животных, птиц их готовых геометрических частей (фигурки) Имитация движений этих животных, птиц К нам пришла собачка, умная собачка,
С детками играет, очень громко лает!
ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ОДЕЖДЫ
1. ЗА ОДЕЖДОЙ ОКРУЖАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. Продолжать учить делать простейшие выводы, по одежде окружающих определять характерные признаки зимы. Расширять кругозор детей, формировать грамматический слой речи.
Дид. Игры: «Кому что нужно для прогулки» «Повяжи кукле Кати шарф» и др. на классификацию меховой и легкой одежды. Морозный день, теплые вещи, кутаться от мороза.
ЗА ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
1. ЗА РАБОТОЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ОЧИСТКОЙ ПОДЪЕЗДНЫХ ПУТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ (НЕСКОЛЬКО НАБЛЮДЕНИЙ) Расширить кругозор детей о видах транспорта и профессий взрослых (трактор тракторист, большая лопата) воспитывать уважительное отношение к людям труда. Трактор, тракторист, высокая кабина, чистить дорогу к детскому саду, подъехать машинам, пройти детям.
2. ЗА ОФОРМЛЕНИЕМ ГРУППЫ ВОСПЕТАТЕЛЯМИ И ПОМОШНИКАМИ К НОВОМУ ГОДУ И УБОРКЕ ОФОРМЛЕНИЙ. Воспитывать уважительное отношение к работе окружающих взрослых, раскрывать понимание детей о проявление внимания и заботы, взрослых к детям Практическое занятие :помочь собрать елку, развесить праздничные украшения, нарядить кукол, оформить своими работами выставку и пр.
Виды наблюдений. Февраль.
Вид наблюдения Примерное содержание словарь опыты Художествен
ное слово
ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ.
1. ЗА СОСТОЯНИУМ ВЕТРА (ПУРГОЙ) Раскрыть понятие пурга – сильный ветер, несущий снег.
Продолжать учить силу ветра и направления ветра с помощью атрибутов. Февраль – вьюговей, пурга, мягкие снега, утонуть 1. Верные слуги, снежные пурги,
Заметите все пути,
Что бы в детский сад нам не пройти!
2. Заметает пурга белый путь,
хочет в мягких снегах утонуть
2. ЗА СНЕГОПАДОМ
(ПАДАЮЩИМ СНЕЖИНКАМИ, НЕСКОЛЬКО НАБЛЮДЕНИЙ) Расширять знания детей о свойствах снега, учить видеть красоту окружающего, развивать наблюдательность. Снежинки – искринки, хрупкая, лучики, ломаются 1. упади снежинка на ладошку
2. снег пушистый, серебристый, мягким стелется ковром
и снежинки, как пушинки вьются весело кругом!
Падай, падай снег. Осыпай детишек всех!
3. ЗА СОСТОЯНИЕМ НЕБА (НЕСКОЛЬКО НАБЛЮДЕНИЙ) Учить замечать явные изменения в природе (стало днем немного светлее) появление первых лучиков, свечение солнца, небо стало светлее, чистое. День стал длиннее, светит яркое холодное солнце. Подставь солнцу щечку, ладошку (определите теплоту лучиков солнечных)
Солнышко, солнышко, покажись…
ЗА ПОКРОВОМ ЗЕМЛИ
1. ЗА СУГРОБАМИ, ОБРОЗОВАВШИМИСЯ ПОСЛЕ ПУРГИ Закреплять свойства снега, делать простейшие выводы благодаря простейшие опыты со снегом (спрятать закопать) Опыт со снегом спрятаться, слепить, соорудить.
Практическое задание
Расчистить дорожку к домику, оставить следы на снегу, рассмотреть. 1. вот зима, кругом бело,
много снега намело
хорошо блестит снежок,
мягкий белый как пушок!
2. снег на крыше,
на крылечке
все бело
и все блестит
ЗА РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ
1. ЗА СОСТОЯНИЕМ КУСТАРНИКОВ, ДЕРЕВЬЕВ НА ГАЗОНЕ (РАЗНЫЕ) Развивать наблюдательность, отметить что веточки от снега сломались, что им еще холодно, хоть и появилась на небе солнышко
Дид. Игры : «найди части растений» и др.
Голые кустики склонились, от ветра и мороза, иней Практическое задания : «нарисуй зимнюю веточку» (веточка в инеи и голая)
2. ЗА СОСТОЯНИУМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ, ПОСАДКА ЛУКА Расширять представление детей о растительном мире, значения на здоровье людей, прививать бережное отношение к труду взрослых (ухаживает за растениями) в коридоре, на веранде, в прогулочной
.земля питается, впитывает водичку, расцветает
ЗА ЖИВОТНЫМ МИРОМ
1. ЗА ЖИВОТНЫМИ И ПТИЦАМИ
(ПО ИЛЮСТРАЦИЯМ) В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ Расширять представление детей о жизни животных. На Севере; новое о птицах: куропатках, полярных совах, о полярных волках, рассмотреть на иллюстрациях, отметить повадки образ жизни Куропатка, сова – совушка полярный волк,
ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ОДЕЖДЫ
1. ЗА ОДЕЖДОЙ ОКРУЖАЮЩИХ Продолжать учить делать выводы, по одежде окружающих определять состояние погоды (стало потеплее или очень морозно, ветрено). Расширять кругозор детей о видах зимней одежды
Дид. Игры: на классификацию одежды и обуви – зимней (разрешение противоречий – плюс курточки с осенней обувью и одеждой) Варежки шерстяные, пуховые, теплые, обувь теплая
ЗА ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
1. ЗА РАБОТОЙ ДВОРНИКА (ЧИСТИТ КРЫЛЕЧКИ, ПОДЪЕЗДЫ К ДОМУ) Расширять знания детей об орудиях труда для данной профессии, формировать уважительное отношение к профессиям взрослых. Деревянная, большая, скребок, чистит, чисто. Дворник в теплых рукавицах
Выходит утром из ворот.
Ему надо торопиться –
Вокруг расчистить снег и лед.
2. РАСМАТРИВАНИЕ ИЛЮСТРАЦИИ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ (НА СТРОЙКЕ ЗИМОЙ) Расширять представления детей о труде взрослых, формировать уважительное отношение к людям различных профессий, развивать грамматический строй речи (беседа по картине)
Игры со строителем «Построим дом для зверушек» и др. Строители, строят, кирпичи, раствор.