Галина Чечеткина
Виды мотивации при планировании познавательной деятельности с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
П одготовили: старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №44" Чечеткина Г. С. и воспитатель 1 категории Былинина Н. В.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Публикация «Виды мотивации при планировании познавательной деятельности с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка и зону интереса.
Нельзя обязать человека понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить деятельность, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность. Для каждой деятельности нужно продумать мотивацию.
Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Мотивация (от латинского movere) побуждение к действию. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. С этой целью используются стимулы, т. е. внешние побудители определенной деятельности, задачи которых вызвать и усилить у дошкольников собственные мотивы деятельности. Одним из важных стимулов на формирование мотивов является игра. Каждая образовательная деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием который подходит для среднего возраста, не подходит для раннего возраста или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве (использовать в своей работе динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, речь с движением, игры-хороводы).
Задача педагога – развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, произнося звукоподражания, используя игры-драматизации, театральные игры (настольный, пальчиковый, театр перчаток, кукольный и т. д.).
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:
• Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
• Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
• Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
• Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации. Я считаю, что в раннем возрасте нужно применять игровую мотивацию, такую как: «Помоги игрушке»,
В данном случае ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме :
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Для создания интереса можно использовать игровые сказочные сюжеты в любой из образовательных областей, в зависимости от возраста детей. Появление гостей, особенно сказочных, интересно детям младшего возраста. Дети «отправляются» с ними в путешествие, в сказку. Сказочные персонажи вызывают чувство доверия к ним, стремление помочь в выполнении различных заданий, действий. Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому НОД проходят в атмосфере повышенного старания. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность и ответственность, например «К нам на занятия пришла кукла, давайте расскажем ей стихотворение» или «Кошечка хочет молоко, давайте вылепим для нее мисочку», «Построим матрешке домик», «Нарисуем коврик для собачки и т. д.» Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Маша из мультфильма «Маша и медведь». Маша очень любознательная, любит путешествия, игры, она может предложить детям поиграть или вспомнить сказку и рассказать ее. Сказочные герои активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запу-тываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Для проведения непосредственной образовательной деятельности удобно использовать картотеку мотиваций.
Картотека (др. -греч. «лист папируса» и «место хране-ния») — упорядоченное собрание данных, как правило на карточках малого формата. Представляет собой каталог.
Цель картотеки: упорядочение мотиваций и выбор их для использования в зависимости от целей занятия.
Картотеку удобно оформить в виде карточек, их можно вставить в небольшие альбомы для фотографий размером 10*15см или 9*12 см. по определённым тематикам, для дальнейшего использования в непосредственной образовательной деятельности, прогулках, играх, режимных моментах.
Такая картотека свободно помещается не только в карман одежды, но и в руке. Кармашки фотоальбома не допускают быстрой порчи изготовленных карточек от внешних неблагоприятных воздействий, как то истирание, воздействие влагой и красящими веществами.
Мы использовали разные игровые мотивации и в картотеку включили наиболее удачные, на наш взгляд.
Например, в занятии по развитию речи на тему: Драматизация сказки «Колобок». Колобок зовет детей в путешествие к бабушке Сказочнице. В игре с Колобком дети учатся использовать в речи предлоги, принимают участие в драматизации сказки. Колобок сопровождает детей на протяжении всего занятия, этим поддерживает интерес детей. Также Колобок может придти на другое занятие, например, по сенсорике.
Интересна игровая мотивация с Матрешкой. Матрешка приходит к детям в гости на занятие по ознакомлению с окружающим, приносит с собой подружек- матрешек разной величины, разрезные картинки с матрешками. На занятии по рисованию та же Матрешка может попросить у детей помощи раскрасить подружек-матрешек. Матрешка на протяжении всего занятия помогает детям, задает им вопросы, хвалит.
Еще мы используем мотивацию с зайкой и его лесными друзьями. Дети с удовольствием помогают любимым игрушкам.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
За время работы с детьми я пришла к выводу, что создание игрового интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении - залог успешного результата деятельности всех его участников.