Светлана Завражина
Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
При изучении математики в ДОУ наиболее сложным вопросом для детей является решение задач. Что значит решить задачу? Решить задачу – это значит : разобраться в условии, выделить, какие величины в задаче известны, какую надо найти. Как они между собой взаимосвязаны. На основе этого правильно выбрать арифметическое действие, записать соответствующий пример, вычислить его и записать ответ.
Таким образом, решение задачи включает в себя следующие элементы:
-анализ условия задачи, выделение известных величин и той, которую надо найти,
Публикация «Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками» размещена в разделах
-краткая запись условия задачи,
-разбор задачи, правильный выбор арифметического действия,
-запись решения,
-проверка решения.
Различают простые задачи (в одно действие) и составные (в два и более действий). В подготовительной группе детского сада (6-7 лет) можно познакомить детей со следующими видами простых задач :
1. На нахождение суммы.
2. На нахождение остатка.
3. На увеличение числа на несколько единиц.
4. На уменьшение числа на несколько единиц.
5. На нахождение неизвестного слагаемого.
Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием, делятся на несколько групп:
1) Простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий. Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.
«У Маши была одна кукла, ей подарили ещё одну куклу. Сколько кукол стало у Маши»
«На столе лежало 2 яблока. Ваня съел одно яблоко. Сколько яблок осталось на столе?»
2) Простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов:
а) нахождение первого слагаемого по известной сумме и второму слагаемому.
«Оля вылепила из пластилина несколько грибков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Оля?»
б) нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому
«Витя вылепил 1 мишку и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?»
в) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности
«Дети сделали на ёлку несколько гирлянд. Одну из них уже повесили на ёлку. У них осталось 3 гирлянды. Сколько гирлянд сделали дети?»
г) нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности
«Дети сделали 8 гирлянд на ёлку. Когда они повесили на ёлку несколько гирлянд, у них осталась одна гирлянда. Сколько гирлянд повесили на ёлку?»
6. Простые задачи, связанные с понятием разности отношений:
а) увеличение числа на несколько единиц
«Миша вылепил 6 морковок, а Катя на 1 больше. Сколько морковок вылепила Катя?»
б) уменьшение числа на несколько единиц
«Маша вымыла 4 чашки, а Таня на 1 чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»
В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала, они подразделяются на задачи-драматизации и задачи-иллюстрации.
Особенности задач-драматизаций состоят в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают. Дети начинают понимать, что в задачах всегда отражается конкретная жизнь людей.
В задачах-иллюстрациях при помощи игрушек создаётся простор для разнообразия сюжетов, для игры воображения:
«На столе слева стоят 5 самолётов, а справа 3 самолёта. Сколько самолётов стоит на столе?»
Эти задачи развивают воображение. Стимулируют память и умение самостоятельно придумывать задачи, а следовательно, подводят к решению и составлению устных задач. Для иллюстрации задач можно применять различные картинки.
Например: «На картинке изображены 3 легковых и 1 грузовая машины.»
С этими данными можно составлять 1-2 варианта простых задач.