Людмила Сергиенко
Конспект занятия по развитию речи «Весеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Весеннее путешествие.
Цель: развитие связной речи по теме «Весна»
Задачи:
• уточнить и расширить представления о весенних изменениях в живой и неживой природе
• учить подбирать слова – определения к существительным
• упражнять в изменении слов при помощи суффиксов
• учить составлять рассказ по опорным иллюстрациям
• продолжать учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки, обогащать словарный запас
• упражнять в умении выявлять простейшиепричинно следственные связи
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Весеннее путешествие“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
• развивать речь –доказательство, слуховое внимание, мелкую моторику
• воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней
Материалы: конверт с письмом, магниты, кукла с набором одежды, иллюстрации с изображением характерных признаков весны, круг из желтой бумаги и лучи.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы, опытно-экспериментальная деятельность (нагревание предметов от солнца, таяние снега, сосульки в помещении, наблюдение за срезанными ветками в группе, рассматривание картинок с приметами весны, птиц, животных, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, рисование на весеннюю тему, раскраски.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, сегодня, я на столе нашла письмо с надписью: «Ребятам группы «Лучик».
-Хотите узнать, что там (воспитатель открывает конверт). Нас приглашают в необычное путешествие в одно из времен года, а в какое именно, вы должны отгадать с помощью загадки.
Вам дарю свое тепло
Чтобы все кругом цвело,
Чтоб листочки распускались,
Птички песней заливались. (весна)
-А в конверте есть еще одна загадка:
Встало рано
Ело да румяно,
Умылось росою,
Увилось золотою косою.
Взошло на бугор, Выше леса, выше гор.
Само на всех глядит,
А на себя не велит. (солнце)
- Да это солнце –самое большое и доброе. Вот оно в конверте. Ой, а лучики рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем какое оно. (игра «солнышко»)
(на доску магнитную прикрепляем лучики, подбирая прилагательные: солнце – желтое, круглое, ласковое, теплое, лучистое, веселое, радостное.)
- Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе стало ярче.
- Тук, что же происходит, когда появляется весеннее солнышко?
Дети: Тает снег, возвращаются перелетные птицы, набухают почки, просыпаются животные.
Воспитатель: а что это за голубые россыпи на лесной поляне (показ иллюстрации)
Ответы детей.
Воспитатель:Еще на темных ветках почки спят,
В тени деревьев снег лежит по-прежнему.
Но, как наседка крошечных цыплят,
Весна на солнце вывела подснежники
Я их искал, наверное, пол дня,
Я их нашел,
Но как к ним прикоснуться?
Они, живые, смотрят на меня,
Они вот-вот готовы улыбнуться,
Я не могу прийти домой с цветами
Я сделаю другой подарок маме.
Воспитатель: ребята, а почему лучше маме сделать другой подарок?
Ответы детей.
Ребенок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок
Если все и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель: ребята, а как распускаются подснежники (упражнение для развития мелкой моторики)
Вырос цветок на весенней поляне
Каждую голову робко поднял
(Дети соединяют неплотно ладошки и поднимают их перед собой)
Ветер подул – он качнулся неловко
Он испугался, затрепетал
(Покачивают ладонями медленно, быстро)
Ветер бутоны качает упрямо
Вперед и назад, налево, направо
(Наклоняют ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо)
Воспитатель: что же происходит еще весной?
(показ иллюстрации с изображением сосульки)
Ответы детей.
Воспитатель: солнце светит, сосульки начинают таять.
(игра на металлофоне – длинные звуки).
Солнце все теплее и сосульки начинают таять все быстрее.
(игра на металлофоне – короткие звуки)
Два –три ребенка повторяют игру на металлофоне.
Воспитатель: ребята, а в конверте еще задание. Посмотрите внимательно на эти вазочки с веточками и найдите у них отличия.
Ответы детей.
Воспитатель: правильно. На одних веточках ничего нет, а на других почки, а на третьих листочки. Как вы думаете, почему так происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: да весной в начале бывает холодно, а потом все теплее и теплее. И вам нужно поставить вазы с веточками к весенним иллюстрациям.
(выставляются иллюстрации с месяцами весны)
Ответы детей.
Воспитатель: а какие еще приметы весна вы знаете?
(показ иллюстрации с перелетными птицами).
Ответы детей.
Проводится игра «Филин»
(дети идут по кругу, а филин сидит в кругу и спит. По окончании слов, дети разбегаются по гнездам, а филин их догоняет, если поймает, то должен по голосу угадать, какую птицу он поймал. Если угадал, то тот становится филином.)
В лесу темно,
Все спят давно
Только филин не спит,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да как полетит.
Воспитатель: а что же происходит в лесу, с его обитателями?
(показ иллюстрации)
Ответы детей.
Игра «Мамы и их малыши» (с мячом)
Медведица – медвежонок
Лиса – лисенок
Белка- бельчонок…
Воспитатель: а вот посмотрите к нам в гости пришла кукла Катя. Посмотрите внимательно, она одета по - весеннему? Что ей надо поменять?
(Ответы детей, речь доказательство)
Воспитатель: вот мы с вами и назвали весенние приметы. Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили (закрепление материала)
Наступила весна. Радостно светит в весенний день солнышко. Появились первые проталины, зазеленели первые листочки: это подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Побежали по дорогам веселые ручейки. Деревья пробуждаются от зимнего сна. Из теплых стран летят стрижи, грачи, скворцы и другие птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.
Вызывается 2-3 ребенка для пересказа.
Воспитатель: а к этому рассказу у меня есть замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам их раскрасить в яркие цвета.
Список литературы:
• Т. А. Фалькович «Занятия по культурно – нравственному воспитанию»
• Т. В. Лисина «Подвижные тематические игры для дошкольников»
• Т. Климова «Загадки народов России»
• Стихотворение Г. Глушнева «Подснежники»
• Т. И. Подрезова «Материал и занятия по развитию речи»