Зеель Надежда Александровна
Вариативный компонент «Мир красок». Развитие художественно-эстетических способностей средствами нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
Вариативный компонент «Мир красок»
Программа рассчитана на два года средний и старший дошкольный возраст. Количество занятий – 1 раз в неделю, во второй половине дня ( длительность занятий: средний возраст – 20 минут, старший – 25 минут). Форма организации образовательного процесса – групповая с индивидуальным подходом.
Цель программы: развитие художественно-эстетических способностей средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
Образовательные:
Публикация «Вариативный компонент „Мир красок“, Развитие художественно-эстетических способностей средствами нетрадиционных техник» размещена в разделах
Расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Учить правильно организовывать свое рабочее место.
Развивающие :
Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, чувство композиции и колорита
Развивать творческие способности фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Воспитывать уважение к изобразительному искусству; самостоятельность.
Формы работы: индивидуальная работа, групповая (подгрупповая) работа, коллективно-творческая, оформление выставок детских работ, беседы, чтение художественной литературы.
Методы и приемы работы:
• Словесный: художественное слово, сюрпризный момент, беседа, рассказ, уточняющие и наводящие вопросы;
• Информационно-рецептивный: образец, рассматривание, напоминание, частичный показ, устные инструкции по ходу выполнения работы.
• Репродуктивный: совместные действия педагога с детьми.
• Исследовательский: самостоятельная работа детей.
Материалы и оборудование: акварельные краски, гуашь, кисти, восковые мелки, пластилин, коктейльные трубочки, ватные диски и палочки, пластиковые вилки, соль, восковые свечи, емкости с водой, альбомные листы, уголь, цветные карандаши, мыльные пузыри, зубные щетки.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программного материала дети должны знать:
• О разнообразии техник нетрадиционного рисования;
• О свойствах и качествах различных материалов;
• О технике безопасности во время работы.
Дети должны уметь:
• Использовать различные техники и способы создания рисунков;
• Планировать свою работу, договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
• Аккуратно и экономно использовать материалы;
• Анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей.
• Свободно экспериментировать с различными художественными и нетрадиционными материалами.
Педагогическая диагностика освоения программы.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае.
Цели педагогической диагностики:
1. Выявить уровень художественно-эстетического развития детей;
2. Выявить возможности свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник :
Низкий (1 балл)
Интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен;
Эмоциональный отклик возникает только при актином участии взрослого;
Ребенок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;
Узнает и радуется знакомым образам в рисунке;
Основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет;
Ребенок рисует только при активной помощи взрослого;
Знает изобразительные материалы и инструменты, но недостаточно освоены технические навыки и умения.
Средний (2 балла)
У ребенка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем;
Ребенок выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний;
Знает способы изображения некоторых предметов и явлений;
Правильно пользуется материалами и инструментами;
Владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого;
Проявляет интерес к освоению новых техник и самостоятельность.
Высокий (3 балла)
Ребенок видит средства выразительности : яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;
Быстро усваивает приемы работы в новых нетрадиционных техниках;
Владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;
Передает в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;
Обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках;
Умеет создавать яркий нарядный узор;
Может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками;
Может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста).
Календарно-тематическое планирование
Средний возраст
№ Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание
Сентябрь
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Диагностика. Различные. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2. Укрась платочек. Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками; развивать чувство композиции, ритма.
3. Осенние дерево. Оттиск печатками из ластика. Познакомить с приемом печати печатками; воспитывать художественный вкус.
4. Осенний букет. Печатание листьями. Познакомить с приемом печати листьями.
Октябрь
5. Цыплята. Ватные диски, гуашь. Учить наклеивать ватные диски, аккуратно раскрашивать ватные диски; воспитывать умение работать самостоятельно.
6. Солнышко. Рисование ладошками. Закреплять технику рисования ладошкой; учить наносить краску быстро, делать отпечатки – лучики для солнышка; развивать цветовосприятие; воспитывать художественный вкус.
7. Рябинка. Рисование пальчиками. Учить рисовать на ветке ягодки – пальчиком и листики – примакиванием; закреплять данные навыки рисования; развивать чувство композиции.
8. Осень золотая. Печатание осенними листьями. Упражнять в техники печатания листьями; развивать композиционные навыки и цветовосприятие.
Ноябрь
9. Рыбки. Рисование ладошками. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (рыбки).
10. Мухомор. Рисование пальчиками. Продолжать знакомить с нетрадиционной (базовой) техникой рисования пальчиками; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность гриба; воспитывать аккуратность в работе.
11. Овечка. Рисование пальчиками, жесткой полусухой кистью. Учить тонировать лист, промакивать салфеткой; учить рисовать в новой технике – тычок жесткой полусухой кистью; закреплять умение рисовать пальчиками.
12. Свитер. Рисование пальчиками. Развивать инициативу, закреплять знание цветов; учить составлять элементарный узор; воспитывать аккуратность.
Декабрь
13. Первый снег. Рисование пальчиками и печатками. Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками или печатками белой гуашью на синей цветной бумаги.
14. Рукавичка. Оттиск печатками. Упражнять в технике печатания; закреплять умение украшать предмет, нанося рисунок равномерно по всей поверхности; воспитывать самостоятельность в работе.
15. Снег. Рисование свечой, акварель. Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон; воспитывать художественный вкус.
16. Елочка. Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жесткой кистью; продолжать учить использовать средство выразительности – фактуру; закреплять умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.
Январь
17. Снеговик. Рисование мятой бумагой. Учить рисовать мятой бумагой, дорисовывать изображение; развивать чувство композиции; воспитывать художественный вкус.
18. Снежинки. Набрызг по трафарету. С помощью трафаретов снежинок делать набрызг с щетки; развивать чувство композиции.
19. Деревья зимой. Рисование ладошками. Учить рисовать дерево; упражнять в рисовании ладошкой; закреплять навыки рисования гуашью.
20. Рисование на мокрой бумаге. По-сырому. Продолжать знакомить детей с акварельными; учить рисовать на мокром листу, растягивать краску.
Февраль
21. Кружка. Оттиск печатками, ватные палочки. Упражнять в технике рисования печатками и ватными палочками; учить дорисовывать предмет.
22. Морозный узор. Различные. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом; помочь освоить детям метод спонтанного рисования.
23. Цветок для папы. Оттиск печатками из картофеля. Упражнять в рисовании с помощью печаток; закреплять умение дорисовывать у полурастворившихся цветов стебельки и листочки; развивать чувство композиции и художественный вкус.
24. Зимние напевы. Набрызг. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги»; учить самостоятельно придумывать композицию рисунка.
Март
25. Мишка. Рисование поролоновой губкой. Учить рисовать новым способом – поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида.
26. Подарок маме. Рисование ладошками. Упражнять в рисовании ладошкой; развивать чувство композиции, художественный вкус.
27. Цветы весны. По-сырому, рисование на мятом листе. Продолжать учить рисовать акварельными красками в технике «по-сырому» на мятом листе.
28. Мимоза. Рисование пальчиками. Упражнять в рисовании пальчиками; развивать чувство композиции, художественный вкус и самостоятельность в работе.
Апрель
29. Ранняя весна. Монотипия. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере (сначала эту половину листа протереть мокрой губкой, сложить).
30. Волшебный дождь. Рисование свечой, восковые мелки. Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик); аккуратно закрашивать лист; учить рисовать тучку восковым мелком; воспитывать художественный вкус.
31. Мяч. Ватные палочки. Совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность в работе, желание помочь другу.
32. Котенок. Рисование поролоновой губкой. Продолжать осваивать способ изображения поролоновой губкой; учить располагать изображение в соответствии с размером листа.
Май
33. Бабочка. Монотипия. Учить соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист; воспитывать художественный вкус.
34. Весенний букет. По-сырому. Закрепление навыков нетрадиционного рисования акварелью по-сырому листу.
35. Мать-и-мачеха Тычок жесткой полусухой кистью. Соверенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения; развивать чувство композиции и колорита; воспитывать художественный вкус.
36. Итоговая диагностика (свободное экспериментирование с материалами). Различные. Выявить уровень сформированности умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Календарно-тематическое планирование
Старший возраст
№ Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание
Сентябрь
1. Диагностика (свободное экспериментирование с материалами). Различные. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.
2. Ветка смородины. Печатание листиком смородины, рисование пальчиками. Познакомить с приемом печати листьями; воспитывать художественный вкус.
3. Осенний лес. Печатание осенними листьями, рисование по-сырому (фон). Учить детей создавать фон в нетрадиционной техники рисования по-сырому листу; закреплять умение выполнять оттиск осеннего листа, создавать композицию, развивать цветовосприятие; учить смешивать краски прямо на листьях.
4. Астры. Рисование пластиковой вилкой. Учить передавать красоту букета посредством густо разведенной гуаши, используя нетрадиционный способ рисования – пластиковой вилкой.
Октябрь
5. Осенние брызги. Набрызг. Познакомить детей с новой техникой рисования – набрызг; развивать цветовосприятие.
6. Веселый ежик. Оттиск картоном, осенним листом. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом – оттиск; учить дополнять изображение деталями; развивать чувство цвета, мелкую моторику рук; воспитывать творческую активность.
7. Кит. Монотипия, по-сырому. Упражнять в использовании нетрадиционных техник – «монотипия» и «по-сырому»; вызвать интерес к изобразительной деятельности; развивать творческие способности; воспитывать аккуратность, усидчивость.
8. Цыплята. Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. Совершенствовать умения детей работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках; развивать чувство композиции; учить отображать в рисунке облик животного наиболее выразительно.
Ноябрь
9. Узоры из веревки Ниткография. Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования; развивать цветовосприятие.
10. Необычная посуда. Оттиск пробкой. Совершенствовать умения работы в техники печатания; закрепить умение составлять простые узоры.
11. Деревья в снегу. Рисование пальчиками. Формировать умение ритмично наносить мазки пальчиками, совершенствовать навыки работы с гуашью.
12. Березки. Рисование углем. Продолжать знакомить детей с разнообразными изобразительными материалами; развивать элементарные навыки работы с углем; совершенство творческие способности.
Декабрь
13. Роспись матрешки. Монотипия, тычок. Упражнять в рисовании нетрадиционными способами «тычок» и «монотипия».
14. Ночь. Граттаж. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «черно – белый граттаж»; учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики, упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
15. Зимний сон. Монотипия на целлофане. Совершенствовать умения рисования в технике «монотипия»; развивать композиционные умения; воспитывать любознательность.
16. Варежки для мамочки. Пуантилизм (ватные палочки). Продолжать учить детей рисовать нетрадиционными способами : ватными палочками.
Январь
17. Зимнее дерево. Кляксография, выдувание трубочкой, по-сырому; Познакомить детей с новой техникой рисования – «кляксография»; развивать цветовосприятие, умение создавать фон в нетрадиционной технике «по-сырому» .
18. Зима. Различные. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закреплять умение самостоятельно выбирать технику рисования.
19. Береза в зимнем уборе. Рисование солью. Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование солью»; развивать образное мышление, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость и внимание.
20. Зимний пейзаж. Набрызг. Расширять представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг»; обобщать знания о зиме как времени года; воспитывать эмоциональное отношение к художественному изображению зимней природы.
Февраль
21. Зимующие птицы. Рисование ладошкой, восковые мелки. Учить рисовать снегирей и синиц в нетрадиционной техники рисования – ладошкой, используя два цвета (сразу на одной ладони); совершенствовать навыки работы с гуашью; дорисовывать мелкие элементы.
22. Мы волшебники. Кляксография. Развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне.
23. Галстук для папы. Оттиск пробкой. Закреплять умение украшать галстук простым узором, используя пробку.
24. Цветы. Ниткография. Соверенствовать умения детей работать в данной технике; развивать воображение, творческие способности, ассоциативное мышление.
Март
25. Незабудки. Пуантилизм. Продолжать формировать умение наносить мазки точечными движениями; развивать художественное восприятие цветов; воспитывать эстетический вкус.
26. Золотые рыбки. Рисование мыльными пузырями. Закреплять навыки работы с гуашью; познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к творчеству.
27. Осьминожки. По-сырому, рисование ладошкой и пальчиками. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом «по-сырому» листу; развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними.
28. Весенняя фантазия. Ниткография. Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, глазомера и зрительного внимания по средствам нетрадиционной техники рисования – ниткография.
Апрель
29. Веточка вербы. Рисование углем. Закреплять навыки рисования углем; учить изображать ветку вербы нетрадиционным способом.
30. Поздний вечер. Пластилинография, граттаж (выцарапывание). Закреплять умение детей владеть различными приемами и техниками изображения предметов; развивать мелкую моторику и воображение.
31. Растения с другой планеты. Кляксография. Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования (выдувание трубочкой); вызывать интерес и положительные эмоции к нетрадиционным способам рисования; развивать дыхательную систему.
32. Букет сирени. Рисование мятой бумагой. Учить передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее предыдущего); развивать эстетическое восприятие мира природы и произведений изобразительного искусства; воспитывать навыки адекватной самооценки своей деятельности.
Май
33. Голуби мира. Рисование ладошкой, по-сырому. Закреплять умение работать в нетрадиционных техниках; воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников.
34. Одуванчики в траве. Тычок жесткой полусухой кистью. Продолжать знакомить детей со способом рисования «тычком жесткой полусухой кистью», развивать изобразительные навыки и умения.
35. Бабочки. Набрызг. Способствовать развитию стремления изображать картину с помощью брызг, получать удовлетворение от выполнения работ; вызывать эмоциональный отклик на данный способ рисования.
36. Итоговая диагностика (свободное экспериментирование с материалами). Различные. Выявить уровень сформированности умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования; самостоятельность в выборе техники нетрадиционного рисования и темы.
Список использованной литературы:
1. Акуненок Т. С. использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования// Дошкольное образование. – 2010. – № 18
2. Веракса Н. Е. примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
3. Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования. Часть. – М. : издательство «Скрипторий 2003», 2013
4. Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования. Часть 2. – М. : издательство «Скрипторий 2003», 2013
5. Казакова Р. Г. рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
6. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2 – 7 лет в изобразительной деятельности. – М. : издательский дом «Цветной мир», 2015
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2007
8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2010
9. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2011
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – Москва. 2003
11. Интернет ресурсы.