Елена Бойко
Экспериментальное исследование развития творческих способностей младших дошкольников средствами нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших дошкольников
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. С целью проверки гипотезы нашего исследования, мы выдвинули следующие задачи, которые необходимо решить в экспериментальной части:
1. Определить критерии и показатели изобразительных умений в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.
2. Провести диагностическую работу по выявлению уровня сформированности изобразительных умений в рисовании, художественных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
3. Апробировать инновационные техники рисования для развития творческих способностей детей.
4. Опытно-экспериментальным путем доказать, что систематические и целенаправленные занятия рисованием с помощью нетрадиционных методов влияют на развитие творческих способностей детей.
5. Осуществить качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Исследовательская работа по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования проводилась на базе МБДОУ Детский сад№24 «Звездочка» Абинского района, ст. Мингрельской во 2 младшей группе.
Целью нашего педагогического исследования мы считаем следующее: определить наиболее эффективные методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей у младших дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования.
В эксперименте участвуют группа детей из 6 человек (возраст от 3 до 4 лет, из них мальчиков 2,девочек 4. Детский коллектив сформирован на основе того, что дети одновозрастные. Большая масса детей из благоприятных семей. Но нельзя исключить детей из неполных и неблагополучных семей. Все дети активны, в силу современных социальных условий. Навыки детей в рисовании не достаточно успешны. Это можно отметить у Семена В, Саши З, Кати С. Их рисунки не отличаются разнообразием, широким выбором выразительных средств. Трое детей - Настя М., Александра Ш., Лена С. имеют средний уровень. Их работы отличаются выразительностью, использование многообразие цветов. Прийти к таким выводам нам позволила первичная диагностика, анализ продуктов детской деятельности, т. е. рисунков.
С экспериментальной группой будут проводиться занятия по определенной методике, для развития у детей творческих способностей. Констатирующий этап эксперимента проводится для того, чтобы зафиксировать начальные оценочные показатели экспериментальной группы. Предполагается, что после проведения занятия с экспериментальной группой уровень творческого развития детей повысится. Все это станет явным после проведения контрольного диагностирования группы и сравнения результатов.
С целью выявления особенностей художественно - творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовали методику Комаровой Т. С.
Основные методы применения для диагностики - это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.
Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью нами были выделены следующие критерии:
1)передача формы:
-форма передана точно-3 балла;
-есть незначительные искажения-2 балла;
-искажения значительные, форма не удалась-1 балл.
2) Передача цвета:
-передан реальный цвет предметов-3 балла,
- есть отступления от реальной окраски-2 балла,
-цвет предметов передан не верно-1 балл.
3)Композиция. Расположение изображений на листе:
-по всему листу-3 балла,
-на полосе листа-2 балла;
-не продуманно, носит случайный характер-1 балл.
4)Передача пропорций предмета:
-пропорции предмета соблюдаются-3 балла,
-есть незначительные искажения-2 балла,
-пропорции предмета переданы не верно-1 балл.
5) Изображение предметов:
-ребенок правильно изобразил предмет-3 балла,
-есть незначительные искажения-2 балла,
-ребенок имел затруднения при изображении предмета-1 балл.
На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) - Ребенок знает название цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).Умеет в рисовании изображать простые предметы. При рисовании соблюдает пропорции предметов, продумывает расположение предметов, использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с выбором цвета. Ребенок правильно передает в рисунке форму круга и квадрата, называет их. В ходе работы использует разнообразный материал. Создает несложные сюжетные композиции.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 балла) - Ребенок путает название цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. При передаче пропорции предмета, имеются незначительные искажения. Ребенок правильно передает в рисунке форму круга и квадрата, но испытывает затруднения их назвать. В ходе работы не всегда использует разнообразный материал, отдает предпочтение какой-нибудь одной технике изображения. Создает несложные сюжетные композиции, но с помощью педагога.
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) - Ребенок испытывает затруднения при выборе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, в его названии. Ребенок путает форму и величину. Не умеет изображать простые предметы, не соблюдает пропорции предметов, не продуманно располагает изображение на листе бумаги. Не знает техник изображения, предложенный материал использует частично. Пользуется помощью педагога.
Для организации данной работы мы подобрали серию упражнений:
1 Изображение предмета: игра «Светит солнышко»
Задачи: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями. Самостоятельность выбора цветовых сочетаний; определить уровень владения техническими навыками, передавать в рисунке характерные особенности предмета. Развивать творчество и фантазию. Воспитывать желание оказать помощь.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (на выбор детей, бумага размером А-4.,кисти, банки с водой, салфетки.
Методика проведения: В начале детям педагог читает стихотворение «Утром солнышко встаёт…» К. Ибряев. Затем на мольберте вывешивает картинку с изображением солнца. Беседа о форме, цвете. Педагог обращает внимание на погоду за окном. Что есть у солнышка? Лучики все одинаковые? Нет…они бывают длинные и короткие. Рисование в воздухе, затем дети выполняют самостоятельно.
2 Передача формы: игра «Домик для собачки»
Цель: Выявить умение рисовать предмет из квадратной и круглой формы, прямой крыши.
Материал и оборудование:1/2листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки, цветные карандаши.
Методика проведения: Воспитатель загадывает детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов. Затем чтения стихотворения о собаке. Что делает собачка? (охраняет дом, где живет собачка? (в будке). Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают. А вы знаете, как называется домик для собак? (конура) Какая она бывает по цвету, по форме, величине? Уточнили части конуры, их формы, расположение. Самостоятельное выполнения задания.
3 НОД: «Нарисуйте, кто что хочет красивое.»
Цели:
- Учить видеть и выделять красивые предметы, явления.
- Закреплять умение рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию.
-Воспитывать усидчивость, умение выслушивать друг друга и слышать воспитателя.
Материалы и оборудование: бумага, цветные карандаши, восковые карандаши, краски, кисти, баночки с водой, салфетки. Иллюстрации о временах года
Методика проведения: В начале занятия в группу входит «бабушка» (переодетый воспитатель) с корзиной в руках. В нём лежат краски и карандаши. Создается проблемная ситуация, затем рассматриваются картинки о временах года. Спрашивается, кто что будет рисовать красивое. Выслушивается мнение детей. Самостоятельное выполнения задания.
Диагностика проводится на НОД по рисованию и вне образовательной деятельности.
По итогам диагностики воспитанники экспериментальной группы показали следующие результаты (Таблица 1)
Таблица 1 - Владение творческими способностями в изобразительной деятельности (первичные данные)
№ Ф. И ребенка Форма Цвет Композиция Пропорции Изображение предметов Общее число баллов Коэффициэнт Уровень
1 Александра Ш. 2 3 1 2 2 10 2 с
2 Катя С. 1 2 1
1 2 7 1,4 н
3 Лена С.
2 2 2 2 3 11 2,2 с
4 Настя М 2
3 2 1 3 11 2,2 с
5 Саша З. 1
2 1 1 1 6 1,2 н
6 Семен В 1
2 1 2 2 8 1,6 н
Итого средний балл по критериям 9 14 8 9 13 53
Проведенное исследование показало, изображение пропорций, передача формы и композиции на низком уровне, на среднем уровне развита передача цвета и изображение предметов. Так у Александры Ш., Насти М. и Лены С. творческие способности на среднем уровне (50%,а у Кати С., Саши З. и Семена – на низком уровне (50%).
Результаты первичной диагностики занесены в диаграмме (Рисунок 1)
Рисунок 1 – Результаты первичной диагностики
2.2 Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник.
На основе выделенных критериев были проведены наблюдения за самостоятельной деятельностью детей. В ходе наблюдений было выявлено, что интерес к изобразительной деятельности неустойчив. В свободное от занятий время дети не всегда отдают предпочтение изобразительным материалам, если и рисуют, то в основном карандашами или фломастерами, краски не используют. Так же технические навыки детей однообразны, не используют нетрадиционные материалы в своей деятельности. У большинства детей интерес сформирован к самому процессу деятельности, но не все дети стремятся к положительным результатам, доводят начатое дело до конца.
У детей младшего дошкольного возраста на первом этапе изобразительной деятельности интерес неустойчив, его постоянно необходимо подпитывать. Поэтому показателями устойчивого интереса являются: желание ребенка постоянно заниматься изобразительной деятельностью, как на занятиях, так и в свободное от занятий время; проявление творчества в работе; использование в деятельности разнообразный материал, умение комбинировать различные способы изображения; наличие положительных эмоций во время занятий изобразительной деятельностью. Показатели интереса - это стремление ребенка к положительным результатам в изобразительной деятельности, качеству изображения, умение завершить начатое до конца, без помощи взрослого.
Целью формирующего педагогического эксперимента является использование нетрадиционных техник рисования как средства развития изобразительных способностей младших дошкольников. Выбор рисования нетрадиционными техниками нами сделан неслучайно, потому, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Каждый из нетрадиционных методов рисования - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Любому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, и помогут нам в этом нетрадиционные техники рисования [ 22,с. 98].
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Важно вовремя раскрыть перед родителями способность каждого ребенка и дать соответствующие рекомендации, которые помогут им развить творческие способности своих детей. Для сотрудничества с семьей используются следующие формы работы: проведение консультаций, родительских собраний (Приложение В, анкеты для родителей (Приложение Г, индивидуальных бесед, показ мастер- класса (Приложение Д, а также изготовление буклетов и памяток по использованию нетрадиционных форм рисования.
Содержание формирующего эксперимента наметилось, исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего эксперимента. При проведении формирующего эксперимента проводились как фронтальные виды детской деятельности, так и индивидуальные с каждым ребенком, а также физкультминутки, пальчиковые игры. Пополнилась предметно-развивающая среда согласно ФГОС, материалы для нетрадиционного рисования.
Исходя из полученных данных, была намечена система мероприятий, которая позволила бы создать условия для развития у детей творческих способностей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных приемов художественной деятельности (Таблица 2).
Таблица 2 – План занятий и работы с родителями по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приемов в младшей группе.
№ п/п Тема Программное содержание Работа с родителями
Рисование пальцем или ватной палочкой
1.
2.
3.
4
5
6 Бусы для куклы.
Осенний листопад
Разноцветный дождь.
Подарок для Мишутки.
Украсим ёлку к Новому году Ветка мимозы. Учить рисовать пальцем или ватной палочкой.
Развивать чувство цвета и ритма.
Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. Анкетирование родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования»
Рисование ладошкой
7.
8.
9. Цветок.
Солнышко.
Рыбки. Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами.
Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки.
Знакомить с цветом.
Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. Консультация для родителей: «Нетрадиционные материалы и техники рисования»
Рисование по крупе
10.
11.
12. Дорожки.
Цветы.
Домик. Познакомить с техникой рисования по крупе.
Развивать творчество детей.
Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца.
Развитие мелкой моторики рук. Консультации для родителей:
«Рисование пальчиками: зачем и как?»
«Рисуем ладошками»
Тампонирование
13.
14. Облака.
Снеговик. Продолжать знакомить с новой техникой рисования – тампонированием.
Учить аккуратно набирать краску.
Продолжать знакомить с цветом.
Развивать эстетический вкус. Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.)
Рисование методом тычка
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22. Салют.
Котёнок.
Ёлка.
Ёж.
Утёнок.
Цыплёнок.
Жёлтый одуванчик.
Учить рисовать методом тычка.
Закреплять умение правильно держать кисть.
Закреплять представления о цвете.
Прививать аккуратность при работе с краской.
Воспитывать интерес к рисованию. Консультация родителям: «Вместо кисточки-ладошка». Буклеты по нетрадиционному рисованию
Выступление на родительском собрании
Тема: «Рисуем вместе с ребёнком»
Кляксография
23.
24. Весёлые кляксы
Волшебные деревья Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания их законченности и сходства с реальными образами.
Развивать воображение, фантазию, поощрять инициативу. Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий». Выставка рисунков детей в разных техниках.
Занятия с использованием нетрадиционных приемов (Приложение Е) проводились 1 раз в неделю, а так же широко использовались в свободной деятельности.
2.3 Результаты исследования
Для определения уровня художественно - творческого развития детям снова были предложены задания, использованные во время проведения первичной диагностики. По итогам диагностики воспитанники контрольной группы показали следующие результаты (Таблица 3).
Таблица 3 – Оценка уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью
(по результатам повторной диагностики)
(по результатам повторной диагностики)
№ Ф. И ребенка Форма Цвет Композиция Пропорции Изображение предметов Общее число баллов Коэффициэнт Уровень
1 Александра Ш. 2 3 2 2 3 12 2,4 в
2 Катя С. 2 2 2
2 2 10 2 с
3 Лена С.
2 2 2 2 3 11 2,2 с
4 Настя М 3
3 2 2 3 13 2,6 в
5 Саша З. 2
2 2 1 2 9 1,8 с
6 Семен В 2
3 2 2 2 11 2,2 с
Итого средний балл по критериям 13 16 13 12 15 69
Результаты повторной диагностики занесены в диаграмме (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Результаты повторной диагностики
Результативность работы отражена в диаграмме (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика уровня владения творческими способностями в изобразительной деятельности путем использования нетрадиционных приемов рисования
Представленные на рисунке 3 данные указывают, что составление композиции, передача формы и пропорции предмета увеличились в среднем на 30%; показатель владения цветом и изображения предмета имел относительно высокий уровень, но и он увеличился на 20%.
В результате экспериментальной работы нами было выявлено, что у детей появился устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Дети стали свободно действовать со всеми материалами в ходе самостоятельной деятельности и на занятиях, нетрадиционные приемы рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Разработанная и организованная система работы, направленная на формирование интереса к изобразительной деятельности у младших дошкольников позволила развить у детей устойчивый, опосредованный интерес детей к данной деятельности и способствовала развитию у детей технических знаний, умений и навыков, знаний об окружающей действительности.
Таким образом, рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В процессе нетрадиционного рисования происходит гармоничное развитие двигательных функций кистей рук - мелкой моторики детей, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
[/b]
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. В связи с преобразованиями, происходящими в российском обществе и возросшей потребностью в людях самостоятельных, инициативных, умеющих нестандартно мыслить и созидать, актуальность её возросла многократно. В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Творческое начало - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Большой потенциал для развития детского творчества заключается в изобразительной деятельности. Она является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника и позволяет ему отразить свои познания об окружающем мире, выразить свое отношение к нему, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития. Все дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются однообразием, бедностью цветового решения и не приносят авторам радости.
Таким образом, подтверждается актуальность проблемы: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Овладение нетрадиционной технологией изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей.
Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Цель работы достигнута, все поставленные задачи решены.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использовать воспитатели для организации развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО, а также студенты при подготовке к семинарам по проблеме развития творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[/b]
Нормативные акты и документы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минообрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Специальная литература (книги)
3. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – СПб. ; КАРО, 2004.
4. Афонькина Ю. А., Себрукович З. Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности. ФГОС, 2014.
5. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству.
Новосибирск, Издательство: НГПИ, 2011.
6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений – М. : Издательский центр «Академия», 2009.-320 с.
7. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2001. 25с
8. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. - 1999.-344с.
9. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 2005.
10. Голованова И. Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами : Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М. ,1995.
11. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2.-М. : «Издательство Скрипторий 2003»,2010.
12. Дерягина Л. Б. Радуга - дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус (ТЕКСТ): пособие для детей, родителей и воспитателей / Л. Б. Дерягина. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2005.-32с.
13. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. - М., 2009.
14. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М. :Мозаика-Синтез,2015.-99с.
15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 3-7 лет / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.,48с.
16. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.,52с.
17. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. ,Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Под ред. Р. Г. Казаковой -М. :ТЦ Сфера,2007.-128с.
18. Конощук С. И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей. – М. : Обруч, СПб. : Образовательные проекты,2011.-148с.
19. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания,обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»; - М. : «Карапуз- Дидактика»,2007.-144с.
20. Лыкова И. А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. Изд. Цветной мир, 2012.
21. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М. : Просвещение: Владос,2005.
22. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Издательство:Каро,2010.-112с.
23. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду; принципы, построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство – Пресс,2009.
24. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М. : Тривола. - 1995. - 231с.
25. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 304с.
.