Ольга Машинина
Развитие эмоционально-волевой сферы детей со сложными дефектами в развитии средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитию эмоционально-волевой сферы способствует рисование с помощью пальцев, ладошкой. Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Ребенок сам или вместе со взрослым может сделать пробные рисунки, и от него не требуется большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволяет вам отслеживать внутреннее состояние ребенка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка : гнев, обиду, боль, радость.
Публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей со сложными дефектами в развитии средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Также у детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в дошкольном возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по листу позволяет более полно включиться ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма. В дошкольном возрасте тяга к кинестетическим экспериментам, т. е. желание все потрогать, часто пресекается родителями (испачкается, все измажет). Поэтому необходимо одеть ребенку фартук, дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.
Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал, пусть расскажет, о чем рисунок.
При работе с детьми со сложными нарушениями в развитии необходимо принимать во внимание психофизические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Чаще всего у них встречаются следующие проблемы: интеллектуальные нарушения, двигательные нарушения. Тяжесть двигательных нарушений такова: от моторной неловкости до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. Кроме этого имеются нарушения зрения, слуха, могут присутствовать нарушения аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы. Различные нарушения влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим ребенку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. От объема и качества получаемой помощи напрямую зависят степень самостоятельности ребенка и возможности его включения в мир искусства, мир духовных радостей и участия в жизни общества.
При взаимодействии с ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии необходимо учитывать его возможности и давать ему время ими воспользоваться, а также помогать в расширении их границ, какими бы они ни были изначально. Учитывать индивидуальные особенности, интересы, потребности ребенка.
Рисование пальчиками с детьми с тяжелыми нарушениями – это интересно, неожиданно, увлекательно. Посадите ребенка или возьмите на руки, положите перед ним белый лист и поставьте баночку с краской. Для этой цели используются детские пальчиковые краски. Сначала начните рисовать сами, но так, чтобы ребенок видел ваши действия. Окуните палец в краску и сделайте несколько мазков. Проговаривайте свои действия (если ребенок безречевой). Называйте цвета, рисуйте разными красками. Намажьте красками пальчик ребенка или ладошку и проведите по бумаге. Происходит чудо, лист перестает быть белым. Начинайте знакомить ребенка с теплых цветов - желтый, оранжевый, затем подключайте другие. Работайте как правой рукой так и левой. Манипулируя с предметами, материалами дети изучают их свойства и возможности. Для познания окружающего мира используйте все виды чувств и ощущений. Многие специалисты советуют включать музыку, которая помогает создавать настроение. Первые «шедевры» могут носить названия: «Мое настроение», «Фантазеры» и др. Рисуйте с детьми, проявляйте творчество, пусть рисование принесет вам и вашему ребенку радость!