Елена Бойко
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования (дипломная работа)
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов …. 7
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования (дипломная работа)» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
1.2 Факторы развития художественно-творческих способностей …. 11
1.3 Особенности развития творческих способностей детей младшего
возраста … 13
1.4 Традиционные и нетрадиционные техники на занятиях по рисованию как средство развития творческих способностей детей … 17
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших дошкольников… 23
2.2 Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник….27
2.2.3 Результаты исследования…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…34
ПРИЛОЖЕНИЕ А Виды и особенности нетрадиционной техники…. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Детские рисунки, выполненные в нетрадиционной технике рисования…. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В Консультации для родителей…. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета для родителей по выявлению у детей интереса к изобразительной деятельности …50
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Мастер-класс для родителей … .52
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Занятия с использованием нетрадиционных приемов…. 56
Творчество играет огромную роль в развитии личности, совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Ребёнка с рождения окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений социально-эстетического идеала. Для своевременного и полноценного развития творческих способностей дошкольника, необходимо приобщение к изобразительной деятельности [32,с. 77].
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно - творческая деятельность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером, чем изобразительное искусство? Но порой заинтересовать ребенка не так уж и просто. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. В. Рождественская.
Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские
поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувствительной деятельности, в том числе в рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умения планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием нетрадиционными методами.
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способности. Развитие в детях качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ. Творить вместе с детьми, уважать решения детей - вот главная задача родителей и педагогов. Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Актуальность исследования заключается в том, что именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Практический аспект развития творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку меняются точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и, соответственно, должна изменяться технология работы педагогов.
В условиях внедрения ФГОСДО современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно-творческие способности.
Объект исследования - Нетрадиционные техники рисования.
Предмет исследования - Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что развитие творческих способностей дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник рисования будет эффективно, если:
- создаётся предметно-развивающая среда в группе согласно ФГОС, способствующая свободному проявлению творческого воображения и мышления ребенка;
-используются различные формы организации занятий по рисованию;
-применяются специально подобранные методы, приемы, способствующие включению детей в атмосферу творческого взаимодействия с педагогом;
- используются различные нетрадиционные техники рисования, направленные на развитие творчества.
Цель исследования: определить возможности использования нетрадиционных техник рисования и их влияние на развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели исследования предполагалось решение следующих задач:
-Проанализировать исследования по проблеме творческих способностей;
-Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
-Осуществить подбор методик для выявления уровня развития творческих способностей в младшем дошкольном возрасте;
-Выявить уровень развития творческих способностей детям младшего дошкольного возраста;
-Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Методы исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Диагностика изобразительных творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
3. Наблюдение за процессом изобразительной деятельностью детей на занятиях.
4. Изучение и анализ продуктов детской изобразительной деятельности (рисования).
Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей младшего дошкольного возраста, и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке серии занятий, которые могут использоваться воспитателем для развития творческих способностей дошкольников.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, можно увидеть, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Структура работы : Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и др. [8,с. 37].
Педагогические проблемы развития детского изобразительного творчества и формирования выразительного образа в рисунке дошкольников изучали многие исследователи: Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Р. Г. Казакова и др. В их работах описываются особенности создания детьми художественного образа в различных видах изобразительной деятельности. Е. А. Флерина характеризует детское творчество как сложный динамический процесс сосуществования и взаимодействия различных ступеней развития и тенденций, которые действуют в единстве и зависят от воспитания и обучения. На материале анализа детского творчества и его результатов Е. А. Флерина показала роль действенного познания ребенком окружающего мира, активного общения с реальными предметами, познавательного и эмоционального искусства.
В 60-е годы ХХ в. Н. А. Ветлугина разрабатывает проблемы развития детского творчества во взаимосвязи с музыкальным развитием ребенка. Некоторые способности необходимо учитывать в процессе организации творческой деятельности (умение фантазировать, находить новые способы и средства для воплощения замысла, предложенного педагогом или найденного самостоятельно; способность придать своей продукции интересную форму, изящество). Н. А. Ветлугина указывает: успешная творческая деятельность ребенка во многом зависит от наличия у него способностей и творческих проявлений, а также от общих свойств личности (быстрота и адекватность решения задач, умение легко и свободно ориентироваться в новой ситуации при выполнении творческих заданий и. т. д.).
Идеи Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной о влиянии обучения на развитие творчества получили подтверждение и научное обоснование в работах Т. С. Комаровой. По ее мнению, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет» [35,с. 53].
Самостоятельный творческий процесс и обучение органически связаны, влияют друг на друга и поддерживают друг друга. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников вырабатывается смелость в действиях, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Техническая легкость и свобода стимулируют детское творчество. Многолетние исследования этой проблемы Т. С. Комаровой позволили опре-делить детское творчество как «создание ребенком субъективно (значимого для него, прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, песенки, игры, придуманной ребенком) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности…»[14,с. 99].Под творчеством Т. С. Комарова понимает и сам процесс создания художественных образов, самостоятельный поиск путей и методов решения изобразительных задач, на основе ранее усвоенных способов той или иной деятельности.
ФГОС ДОО в качестве одного из принципов дошкольного образования провозглашает содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Невозможно развивать детское творчество, используя лишь привычный набор художественно-изобразительных материалов и традиционные способы передачи полученной информации [35,с. 54].
Т. С. Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию. Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений [15,с. 48].
При этом многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по формированию выразительного образа в детских рисунках. Постановка проблемы требует ее рассмотрения в
нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник. Проблема формирования художественного образа находилась под пристальным вниманием философов, искусствоведов, психологов, педагогов. Своими философскими корнями она уходит в учение Г. Гегеля, которое затем дало толчок многим отечественным и зарубежным исследованиям таких философов, как Ю. Б. Борев, В. В. Скатерщиков, А. К. Дремов, В. А. Разумный, Х. Ш. Якубова и др., давших определение художественного образа и рассматривающих его как особую форму отражения действительности, как диалектическое единство содержания и формы, как диалектический процесс, выражающий взаимосвязь эстетического объекта и воспринимающего его субъекта на основе практической преобразующий художественной деятельности. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Н. В. Рождественская считает, что «возможны несколько путей в изучении художественных способностей. Один из них связан с аналитическим подходом к проблеме. Задача исследователя в этом случае - выделение отдельных компонентов, результативных для развития данной способности»[16,с. 52].
Второй путь - это выделение специальных психологических компонентов способностей, в данном виде психологии неизвестных. Например, рассматривается глазомер как свойство способностей архитектора и художника или эмпатия (чувство сопереживания и понимания психологического состояния другого человека) как компонент способности к сценическому перевоплощению. В этом случае исследователь выходит за пределы общепринятой психологической номенклатуры и находит специальные процессы и функции, присущие одаренности к какой-либо деятельности.
Третий путь предполагает выделение в деятельности отдельных операций или ситуаций, в которых, возможно, будет преимущественно проявляться то, что называется «психологической квалификацией» (пригодностью к данной деятельности).Возможен и синтетический подход к изучению художественных способностей : можно направить усилия на поиски взаимосвязи между компонентами способностей. При этом способности изучаются как целое, хоть и состоящее из компонентов, но не сводимое к их сумме.
Б. М. Теплов в статье «Способности и одарённости» понимает под способностями индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. К способностям относятся лишь такие особенности, которые имеют отношение к успеваемости выполнения какой-либо деятельности. Он считает, что к способностям нельзя отнести такие проявления, как вспыльчивость, вялость, медлительность, память и т. п. Способности, считает Теплов, не могут быть врождёнными. В основе способностей «лежат некоторые врождённые особенности, задатки». Способности существуют только в развитии, а создаются и развиваются они только в процессе деятельности.
Большое внимание уделил разработке проблемы способностей С. Л. Рубинштейн в своих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и сознание». С. Л. Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определённой деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения. В основе способностей, по С. Л. Рубинштейну, лежат «наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков». Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека «Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент, как предпосылка».
Очень ценной является мысль С. Л. Рубинштейна о том, что способность представляет собой сложное синтетическое образование личности. Н. С. Лейтес справедливо подчёркивает, что «чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности». Н. С. Лейтесу принадлежит также глава о способностях в учебнике «Психология». В ней в основном воспроизводятся способности как условия успешного выполнения деятельности, сочетания способностей, обеспечивающие успешность, способности людей как продукт истории, развитие способностей в процессе деятельности, отношения способностей и задатков и т. п. Б. Г. Ананьев в «Очерках психологии» указывает, что способность образуется вследствие развития высших функций, в результате которого возможно творческое применение накопленных знаний. В 70-е гг. XX века вышли в свет две значительные работы, обобщающие опыт теоретических исканий в области изучения способностей : «Проблемы способностей» К. К. Платонова и «Методологический аспект проблемы способностей» Т. И. Артемьевой.
Психология способностей составляет один из важных разделов психологической науки. Исследования в этой области имеют огромное значение для теории и практики обучения и воспитания творческой личности [8,с. 51].
В современной психологии сформулированы различные теоретические и методические подходы к исследованию и формированию способностей человека, два из которых наиболее значимы. В соответствии с одним способности человека рассматриваются как предпосылка успешности обучения, как совокупность личностных и других особенностей человека, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний и усваиваемых видов деятельности, решать творческие задачи. В соответствии с другим подходом способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности (например, эвристические приемы, способы решения задач, которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данной системе знаний или в данном виде деятельности. Каждый из подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Первый предполагает, что способности в большей степени составляют основу индивидуальных различий между людьми, второй - основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования способностей. Для исследовательских целей в каждом из подходов сформулированы специальные проблемы. Однако для педагогической психологии и для педагогической практики неправомерно противопоставление одного подхода другому, противопоставление или игнорирование способностей как предпосылок успешного обучения способностям как результату обучения.
Анализ научной литературы выявил, что на развитие творчества влияют следующие составляющие: задатки, способности, художественно-творческие способности, а также необходимость в формировании изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. При восприятии художественного образа особая роль принадлежит воображению и образному мышлению. А. И. Буров, Б. Т. Лихачев, Б. С. Мейлах указывают, что развитие образного мышления может идти от простого образа - представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного явления - к пониманию содержащихся в нем обобщений, раскрытию их внутреннего, глубинного смысла [35,с. 45-48].
Художественное творчество проявляется, прежде всего, в отборе обобщений, тех или иных жизненных явлений и в индивидуально неповторимости их воплощения. Создание художественного образа предполагает всегда обобщение ранее виденного, слышанного, отбор в нем типичного и вместе с тем переработку всего этого материала на основе творческого воображения. Создание чего-то нового, ценного, нешаблонного,происходит в различных видах творческой деятельности, этому способствуют творческие способности. Способность творить не что-нибудь чуждое себе, совершенно иное от себя, напротив, возможность воплощать ту идею, которая находится в самом человеке, определяет его внутренний мир, состояние.