Оксана Подверткина
Валеологическое занятие для детей старшей группы «Мои помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Валеологическое занятие для детей старшей группы.
Тема: «Мои помощники».
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов чувств, сформировать представление о том, что каждый орган имеет большое значение для него.
Программное содержание:
Формировать у детей представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Тренировать способность приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования. Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы. Учить проводить эксперименты, объектом которых является человек.
Публикация «Валеологическое занятие для детей старшей группы „Мои помощники“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Воспитывать бережное отношение к своим органам чувств.
Материалы и оборудование.
Ширма, 2 стакана- один с водой, другой пустой, газета, камушки- 6 штук, косынка, колокольчик, картинки- правила ухода за ушами, глазами; ручка, книга, пипетка, веера из бумаги- 8 штук; геометрические фигуры- квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник - разного цвета, 2 палочки разной длины; лист бумаги со словом- мама, лист бумаги с точками для счета; апельсин, чеснок, шоколад и т. д., блюдце с кусочками продуктов накрытых салфеткой.
Ход занятия
Ребята, посмотрите все вокруг себя. Что нас окружает? (различные предметы). Как вы думаете, что помогает вам познавать этот мир вокруг нас? (глаза, уши, нос). Сегодня мы поговорим про органы чувств - глаза, уши, нос, язык и узнаем почему их называют- наши помощники. Как они нам помогают.
Раздается стук в дверь. Кто это к нам стучит? Появляется Незнайка. Здравствуйте ребята. Я услышал о чем вы тут говорите, я тоже хочу знать о наших помощниках. Ребята пусть тогда Незнайка останется вместе с нами, хорошо?
Блок 1 - Уши.
Ребята, незнайка услышал о чем мы говорим. Какой орган нашего тела помог ему услышать нас? (уши). Сейчас мы проверим для чего они нам нужны. Ты, Незнайка, делай все вместе с ребятами. Закройте уши ладошками. (произношу тихо слово). Откройте, вы слышали, что я сказала? (нет). Я сказала – книга. А теперь другой опыт. За ширмой переливаю воду из стакана в стакан, мешаю ложкой в стакане, шуршу газетой, рву бумагу, режу ножницами, зажигаю спичку. Что я делаю? (дети отвечают, Незнайка ошибается). Так зачем нам нужны уши? (чтобы слышать). Сейчас мы выясним, могут ли наши уши выполнять другие обязанности. Завязываю ребенку глаза и бросаю камушек. Где он упал - близко или далеко? (вызываю 2,3 ребенка). Что можно определить с помощью ушей? (расстояние). А теперь встанем в круг, завязываю глаза ребенку в центре круга. Кому дам колокольчик, звонит в него, а ребенок должен показать рукой в каком направлении был звук. Как вы думаете можем мы с помощью ушей узнать направление звука? (да). Скажите, пожалуйста, уши - важный орган? Зачем они нам нужны? (слышать, определять направление звуков и расстояние до предметов, слушать радио, телевизор). Нужно ли беречь уши? (да). Незнайка: "А вдруг у меня уши заболят и я ничего не услышу?". А чтобы уши не болели и слух был хорошим, надо выполнять ряд правил.
1. Мыть уши. Вот послушайте стихотворение:
- Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или пореже,
Отвечает доктор «Еже»-
Отвечает доктор гневно:
«Еже - еже - ежедневно!»
(выставляю картинку).
2. Не кричать громко и не слушать громкую музыку (картинка).
3. Защищать уши от сильного ветра (картинка).
4. Не заталкивать в уши посторонних предметов (картинка).
А сейчас давайте сделаем массаж волшебных точек ушей. Этот массаж защитит наш организм от простудных заболеваний.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко сними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз,
Ушко ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется замерзло,
Отогреть его так можно!
Раз- два! Раз-два!
Вот и кончилась игра,
Наступила тишина!
Блок 2 - Глаза.
Незнайка: "Я понял, что одни из наших помощников- уши". А еще какие помощники есть? А следующих помощников вы узнаете, если отгадаете загадку.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза).
Вот сейчас мы узнаем зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (показываю ручку, беру книгу, накидываю на шею косынку). Откройте глаза. Вот, что я делала. (повторяю свои действия). Так зачем человеку нужны глаза? (чтобы видеть).
У глаз есть помощники и защитники. Это брови, ресницы и веки. Если жарко со лба катится пот, то в глаз он не попадет, ему мешают брови. Если дует сильный ветер, то глаза защищают веки и ресницы. Веки внутри влажные, они работают, как «дворники» в машине, смывают с глаз всю пыль, когда мы моргаем. Можно провести опыты – капнуть из пипетки воду над бровью – она растекётся, помахать веером перед глазами, дети начнут моргать.
Незнайка – а, что еще умеют делать глаза? Сейчас мы узнаем, для этого проведем следующие опыты.
1. Умеют различать размер, цвет, форму, расстояние.
Показываю геометрические фигуры. Как называются эти фигуры? Какого цвета? Какая палочка дальше, которая у меня в руке или на столе? Какой кубик больше? С помощью чего вы это узнали? (глаз). Значит глаза могут определять цвет, форму, размер, расстояние.
2. Глаза умеют читать и писать. (показываю лист бумаги, где написано – мама). Что умеют глаза? (читать). (Показываю лист бумаги с точками). Сколько точек? Значит глаза могут еще и считать.
3. Глаза могут выражать настроение. Покажите глазами, что вам весело, грустно, испугались, удивились.
4. Глаза могут принимать сигналы (показываю жестом – встать, сесть, маню к себе пальцем). Спрашиваю, что помогло вам различать сигналы? (глаза).
Вот сколько всего умеют наши глаза. Незнайка: "Значит их тоже надо беречь?". А как? Для этого надо выполнять следующие правила.
1. Умываться ежедневно (картинка).
2. Не тереть глаза грязными руками (картинка)
3. Не держи острые предметы (ножницы, карандаш, нож, спицы) острием вверх. (картинка).
4. Не смотри долго телевизор и не играй долго в компьютер (картинка).
А сейчас давайте сделаем гимнастику для глаз и научим Незнайку.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (повторить 4 – 5 раз).
2. Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3, открыть и посмотреть вдаль, считая до 5. (повторить 4 – 5 раз).
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. (повторить 4 – 5 раз).
4. в среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6.(повторить 1 -2 раза).
5. Закрыть глаза и отдохнуть 50 – 60 секунд.
Блок 3 – Нос.
Незнайка предлагает закрыть всем глаза. Ребята, чем так вкусно пахнет? (апельсином). А как вы догадались? Для чего нужен нос? (нюхать). Незнайка – давайте поиграем с вами в игру «Отгадай запах». (Дети по запаху определяют чем пахнет – чеснок, мандарин, суш. Грибы, лимон, кофе и т. д.). А как вы думаете для чего еще нужен нос? (дышать).
Давайте пойдем все на коврик и сделаем с вами дыхательную гимнастику.
1. «Здравствуй, солнышко». И. п. – о. с. : ноги на ширине плеч, руки опущены. Медленно поднять руки вверх, голову поднять вверх (вдох, медленно вернуться в и. п. (выдох).
2. «Обнялись». И. п. – о. с. ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, Вдохнуть, движением вперед молниеносно скрестить руки перед грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно, хлестнули по лопаткам (мощный выдох, плавно и медленно вернуться в и. п. – 4 – 5 раз.
3. «Хлопушка» И. п. – о. с. ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям (выдох). Вернуться в и. п. – 4-5 раз.
4. «Дровосек» И. п. – о. с. ноги на ширине плеч, прямые руки поднять вверх над головой, ладони в замок. Вдох. Резко наклониться вперед и опустить руки, на выдохе произнести «ха» - 4- 5 раз.
Незнайка – спасибо, ребята, что научили меня дыхательной гимнастике.
Блок 4 – язык.
Как вы думаете, о каком помощнике мы еще не сказали? Правильно о языке. Почему вы считаете, что он нам необходим? (ответы). Язык помогает различать сладкое, горькое, соленое, с помощью языка мы говорим. Незнайка: "Я хочу посмотреть, как дети угадают по вкусу продукты. " (на тарелке кусочки продуктов, дети с закрытыми глазами должны угадать вкус. Незнайка – молодцы, правильно угадали.
Посмотрим для чего еще нужен язык. Высуньте язык и попробуйте сказать слово «каша». (Дети пробуют).Языки не прячьте. Скажите «ворона», «машина», «мы пошли гулять». Получилось? (нет). Значит, зачем еще нужен язык? (говорить).
А наши ребята умеют делать гимнастику для языка.
«Часики» - двигать языком вправо и влево.
«Зарядка» - двигать языком вверх и вниз.
«Варенье» - облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.
«Чистим зубы» - кончиком языка погладить верхние и нижние зубы.
Молодцы, ребята. Воспитатель обращается к Незнайке. Незнайка, ты запомнил какие помощники есть у каждого человека? Незнайка – я запомнил только язык, потому что я люблю кушать все вкусное. Ребята, подскажите Незнайке какие еще бывают помощники? (ответы). Как вы думаете, сможет ли человек обойтись без этих органов? (нет). Значит все органы нужны каждому человеку и чтоб сохранить их здоровыми, надо о них заботиться.
Незнайка – спасибо, что рассказали мне о органах чувств – наших помощниках. А я научу вас делать массаж «Неболейка» чтобы не заболеть простудными заболеваниями.
Чтобы горло не болело Поглаживать ладонями шею
Мы погладим его смело. Мягкими движениями сверху вниз.
Чтоб не кашлять, не чихать, Указательными пальцами растирать
Надо носик растирать. Крылья носа.
Лоб мы тоже разотрем, Прикладывать ко лбу ладони «козырьком»
Ладошку держим козырьком, и растирать лоб ладонями в стороны.
Вилку пальчиками сделай, Разжать указательные и средние пальцы,
Массируй ушки ты умело. Растирать пальцами точки за и перед ушами.
Знаем, знаем – да-да-да! Потирать ладони друг о друга.
Нам простуда не страшна.