Ирина Бойчук
«В краю русской старины». Викторина для педагогов ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Объединить усилия педагогов для повышения качества работы по приобщению к социокультурным нормам и традициям русского народа, духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОО по вопросам приобщения к культурно – историческим православным традициям русского народа.
2. Способствовать:
- развитию интереса педагогов к истории и культуре России, повышению
активности в изучении православных традиций, умению размышлять, анализировать, обобщать;
Публикация «„В краю русской старины“, Викторина для педагогов ДОО» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
- формированию национального самосознания, духовно – нравственных качеств, чувства причастности к родному народу, его истории и культуре.
3. Способствовать созданию на базе ДОО творческой площадки для повышения квалификации и духовного роста педагогов, родителей, воспитанников.
4. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в коллективе педагогов.
Материал и оборудование:
- ноутбук, проектор, презентация к игре;
- фишки;
- выставка книг используемой литературы («Детская библия», русские народные пословицы и сказки для детей дошкольного возраста, сказки А. С. Пушкина, П. Ершова, Н. Телешова, С. Аксакова и др.);
- «бочка» (или шкатулка) с содержимым (матрешка, глиняная свистулька, колокольчик, скатерть, пасхальное яйцо, глиняный горшок);
- призы.
Ход: (Звучит песня «Дорогою добра», слова: Энтин Ю., музыка: Минков М.)
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас в нашем уютном зале. Всех нас сегодня ждет интересная встреча: игра – соревнование «В краю русской старины». Всем известно, что дошкольное образование – первый, самый важный уровень образования. Именно в дошкольном возрасте формируется способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Вопросы духовно - нравственного воспитания являются ключевыми проблемами нашего современного
общества. Роль воспитателя в развитии личности ребенка очень значима. Именно педагог является примером и образцом для подражания не только воспитанникам, но и родителям. В связи с чем педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма. Для каждого из нас девизом является пословица «Век живи, век учись». Сегодня есть возможность поделиться своими знаниями и опытом, «педагогическими находками» и достижениями. Команды могут уточнять, дополнять, конкретизировать ответы, иллюстрировать их «народной мудростью» - пословицами, поговорками, приметами. Оценивать игру наших участников будет жюри.
(Предложить разделиться на команды, занять места за столами. Игра сопровождается просмотром презентации: на экране демонстрируется вопрос и правильный ответ после обсуждения).
1. РАУНД «МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ»
2. Какое из приведенных ниже утверждений верное: ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ – ЭТО…
Варианты ответа:
1) УМЕНИЕ быть устойчивым к стрессам; уметь управлять своими мыслями и эмоциями; быть мудрым, понимать окружающих людей и происходящее.
2) СИСТЕМА мышления и отношение к окружающему миру, которая зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми и прогнозировать развитие различных ситуаций.
3) СВОБОДА от духовных недугов – греховных страстей; стяжание Духа Святого;
стяжание духовного здоровья.
Правильный ответ № 3.
Петр Дамаскин называет способность видеть свои грехи - «началом просвещения души», а признаком ее здравия –
когда ум начинает зреть свои
согрешения, множеством своим
подобные морскому песку.
Это видение - начало и критерий правильности духовной жизни.
С точки зрения иеромонаха Иова (Гумерова): «Духовным здоровьем является свобода от духовных недугов – греховных страстей. Вся святоотеческая аскетическая литература направлена на борьбу с грехом, и потому можно сказать, что вся она может быть полезна в деле стяжания духовного здоровья».
3. Какое из приведенных ниже утверждений верное: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЭТО…
Варианты ответа:
1) - перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение;
2) - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы посредством приобщения к духовно-нравственным и базовым национальным ценностям;
3) - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение духовных ценностей.
Правильный ответ № 3.
2 РАУНД «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…»
(Звучит «Песенка о сказке» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных, автор слов
Ю. Мориц)
1. ВОПРОС: Какая русская народная сказка начинается словами:
«Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие,
которые родного брата не стыдятся»?
Варианты ответа:
1) «Морозко»,
2) «Сивка – бурка»,
3) «Гуси – лебеди»,
4) «Крошечка – Хаврошечка».
Правильный ответ № 4: Сказка «Крошечка – Хаврошечка» начинается словами: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые родного брата не стыдятся».
2. ВОПРОС: В какой русской народной сказке старичок и старушка были очень ленивыми, что даже уговор сделали: кто утром наперед заговорит, тому и посуду мыть?
Варианты ответа:
1) «Как старик домовничал»
2) «Каша из топора»,
3) «Кто заговорит первый?»,
4) «Кому горшок мыть?».
Правильный ответ № 4: В русской народной сказке «Кому горшок мыть?».
Лень - отсутствие или недостаток трудолюбия. Традиционно расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником общества. Про лень сложено русским народом много пословиц и поговорок:
Ленивому всегда праздник.
У ленивого что на дворе, то и на столе.
Кто ленится, тот не ценится.
У ленивого и крыша течёт, и печь не печёт.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Видно неряху по грязной рубахе.
Зацепившись за пень, простоял весь день.
3. ВОПРОС: В какой авторской сказке говорится о силе честного слова русского купца: «Отпущу тебя домой невредимого, награжу казной несчетною, коли дашь ты мне слово честное купецкое, что пришлешь заместо себя одну из дочерей своих».
Варианты ответа:
1) Н. Телешов. «Крупеничка».
2) А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».
3) С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
4) П. Ершов. «Конек – горбунок».
Правильный ответ № 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека.
Честность — это одна из основных человеческих добродетелей.
Недаром в русских пословицах говорится:
Честность всего дороже.
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Некрасив собою, зато честен душою.
Хоть мошна пуста, да душа чиста.
Честных почитай, а гордых презирай.
Честные глаза вбок не глядят.
Честному мужу честен и поклон.
3 раунд. «РУССКАЯ КУХНЯ»
(Звучит русская народная песенка «Каравай»)
1. ВОПРОС: Без какого продукта невозможен обед на Руси?
Варианты ответа:
1) Каша.
2) Щи.
3) Картофель.
4) Хлеб.
Правильный ответ № 4. Без хлеба невозможен обед на Руси.
Без хлеба нет обеда.
Хлеб да вода – здоровая еда.
Хлеб - всему голова.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без печки – холодно, без хлеба голодно.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
2. ВОПРОС: Какое блюдо символизировало сытость, богатство и достаток в доме?
В древней Руси оно было основой питания, об этом говорится в известных русских пословицах и одной из авторских сказок для детей дошкольного возраста.
Варианты ответа:
1) Каравай.
2) Кулич.
3) Каша.
4) Блины.
Правильный ответ № 3. Каша символизировала сытость, богатство и достаток в доме.
В родной семье и каша гуще.
Густая каша семьи не разгонит.
Хороша кашка, да мала чашка.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Кашу маслом не испортишь.
Без каши обед не в обед.
4. ВОПРОС: Какая традиция является показателем гостеприимства в России и означает выражение уважения и почета к гостям?
Варианты ответа:
1) Хлебосольство.
2) Чистота и порядок в доме.
3) Величание по имени и отчеству.
4) Целование (троекратное христосование).
Правильный ответ № 1. Хлебосольство. Традиции – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Хлебосольство — русское качество. Само слово возникло от сочетания слов «хлеб» и «соль» — основы каждодневной жизни. Хлебосольный хозяин любит угощать своих гостей. Угощения на его столе должны быть разнообразны и многочисленны. Отсутствие хлебосольства осуждается:
«Умел звать — умей и угощать!»,
«За пустой стол гостей не сажают».
О хозяине дома, который не отличается хлебосольством, народная молва отзывается иронично: «Скатертью трясет, а на стол не несет!» — это звучит как насмешка над жадностью хозяина, который посмел оставить гостей голодными, нарушив тем самым все традиции и правила приличия.
5. ВОПРОС: На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это значило?
Варианты ответа:
1) Приглашение на праздник.
2) Угощение к празднику.
3) Благодарность за помощь.
4) Признание в любви.
Правильный ответ № 1. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Это означало приглашение на праздник.
4 раунд. «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»
(Звучит русская народная песня «Лапти, да лапти»)
1. ВОПРОС: Как называется низкая летняя обувь, самая распространенная на Руси?
Варианты ответа:
1) Башмаки.
2) Лапти.
3) Поршни.
4) Туфли.
Правильный ответ № 2. Лапти.
Лапти – это низкая обувь, распространённая на Руси в старину, сплетённая из древесного лыка. Слово «лапоть» образовано от древнерусского слова «лапа», то есть нижняя конечность.
Лапти плели сами крестьяне, они были очень дешевы, поэтому до XX века в них ходила большая часть простого народа. Отсюда выражение — «лапотная Россия».
Слово имеет переносное значение — лаптем могут назвать невежественного,
отсталого человека: «Лаптем щи хлебает». Но гораздо чаще в разговорной речи употребляется выражение «Мы (тоже) не лаптем щи хлебаем» в значении — «не хуже других в каком-либо отношении, и даже — много лучше».
2. ВОПРОС: Как называется изобретение, которое служило в старину для освещения и растопки самовара?]
Варианты ответа:
1) Береста.
2) Свеча.
3) Лучина.
4) Лыко.
Правильный ответ № 3. Лучина служила в старину для освещения и растопки самовара.
Лучина — это тонкая длинная щепка сухого дерева. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин.
3. ВОПРОС: Что в старину называли «Божьей ладонью»?
Варианты ответа:
1) Подоконник.
2) Стол.
3) Печка.
4) Красный угол.
Правильный ответ № 2. Стол в старину называли «Божьей ладонью» («ладонь» - «длань»). Любое кушанье на столе - есть милость Всевышнего. Считалось, что:
- все обязаны с большим почтением относиться не только к яствам. но и к столу,
на который они выставлялись;
- за обеденным столом нельзя играть, стучать по нему ножом, вилкой или ложкой;
- на столе нельзя сидеть и, конечно, стоять.
В народе говорили:
Посади свинью за стол, она и ноги на стол.
Пусти гостя за стол, а он и лапти на стол.
Серчай, сердись, а за стол садись.
Хлеб на стол, и стол — престол.
Что есть в печи – все на стол мечи.
4. ВОПРОС: Что в старину считали символом дома и началом пути?
Варианты ответа:
1) Порог.
2) Самовар.
3) Печка.
4) Стол.
Правильный ответ № 1. В старину порог считали символом дома и началом пути.
Гость на порог – счастье в дом.
Гость на порог, ставь самовар и пирог.
Вот тебе Бог, а вот порог.
Человек простой, на пороге постой!
Бойся Бога, смерть у порога.
Без Бога ни до порога.
Как дверь ни открывай, она возвращается к своему порогу.
5 раунд. «РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК»
(Звучит песня «У моей России длинные косички». Слова: Н. Соловьева,
музыка: Г. Струве)
1. Одна из отличительных особенностей русского народа предполагает упрощенное отношение к жизни, быту; о ней говорится в сказках о Емеле, Иванушке – дурачке; но именно эта особенность формирует характер, помогает с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.
ВОПРОС: Что за особенность?
Варианты ответа:
1) Простота.
2) Вежливость.
3) Честность.
4) Общительность.
Правильный ответ № 1. Простота.
Не спесь красит человека, а простота.
На вид простак, а в душе хитряк.
Что хитро, то и просто.
Одет просто, а на языке речей со сто.
Бывает и простота хуже воровства.
Не ищи мудрости, ищи простоты.
Простота - половина спасенья.
2. Эта особенность русского человека связана с такими понятиями, как гостеприимство, милосердие, сострадание, великодушие. Даже Баба Яга в русских народных сказках «и в баньке попарит, и накормит, и напоит, и спать уложит». А наутро – и «путеводитель» даст – клубочек, например.
ВОПРОС: Что это за особенность?
Варианты ответа:
1) Общительность.
2) Простота.
3) Доброта.
4) Скромность.
Правильный ответ № 3. Доброта.
Доброе дело два века живет.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые слова дороже богатства.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Делай добро и жди добра.
Мир не без добрых людей.
Доброе дело и в воде не тонет.
Доброе дело без награды не остаётся.
3. Главная черта русского человека, о которой говорится во многих сказках, пословицах и поговорках. За эту особенность герои сказок обычно награждаются – за усердие, терпение, старание: это «Репка», «Гуси – лебеди», «Хаврошечка», «Ленивица и Рукодельница», «Морозко», «Два Мороза», «Зимовье зверей».
ВОПРОС: Какая это черта?
Варианты ответа:
1) Трудолюбие.
2) Сострадание.
3) Смирение.
4) Чувство юмора.
Правильный ответ № 1. Трудолюбие.
Кто рано встает, тому Бог дает.
Труд кормит, а лень портит.
Без дела жить - только небо коптить.
Без труда нет плода.
Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
4. Эта особенность русского человека позволяет быстро находить правильное решение, это способность быстро оценить ситуацию и предпринять оптимальные действия, обойдя обязательные для всех правила. Об этой особенности говорится в русских народных сказках.
ВОПРОС: Что это за особенность?
Варианты ответа:
1) Сообразительность, смекалка.
2) Чувство юмора.
3) Отзывчивость.
4) Добродушие.
Правильный ответ № 1. Сообразительность, смекалка.
Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
Лиса семерых волков проведет.
Если сметливый боец - врагу конец!
Знает сорока, где зиму зимовать!
Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.
6 раунд. «РУССКИЙ СУВЕНИР: ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»
(Звучит песня «Росиночка – Россия», автор: Евгения Зарицкая)
ВОПРОС: ЧТО (КТО) ЭТО?
1. Самый известный и распространенный русский деревянный сувенир
(Ответ: Матрешка).
2. Один из самых древних народных музыкальных инструментов в виде птиц, животных.
(Ответ: Глиняные свистульки).
3. Изделие особой выработки и украшения, свойственной русским мастерицам.
(Ответ: Вышитая скатерть).
4. Один из самых необходимых сосудов, который был нужен и царю, и простому крестьянину.
(Ответ: Горшок).
5. Символ жизни. Всегда имеет одну форму. Упоминается в сказках, Библии.
(Ответ: Яйцо).
6. Символ мудрости, единения. Обладает защитными свойствами. Используется в храмовой архитектуре.
(Ответ: Колокольчик. Колокол).
7 раунд. «РЕЧЕВАЯ ШКАТУЛКА»
(Звучит песня «Росиночка – Россия», автор: Евгения Зарицкая)
1. ВОПРОС: Как произошло слово «РАСКАИВАТЬСЯ»?
ОТВЕТ: «Раскаиваться» – от слова (имени) «Каин». Раскаиваться, раскаяться, каяться - сожалеть о поступке, сознавать, что следовало бы НЕ делать, убиваться совестью, казниться за прошлое. Раскаяние - состоянье того, кто кается, жалеет о своем дурном поступке.
Позднее раскаянье не спасает.
Без раскаянья нет прощенья.
2. ВОПРОС: Как произошло слово «СПАСИБО»?
ОТВЕТ: «СПАСИБО» от слов «СПАСИ БОГ». Слова «спасибо» раньше не было в русском языке. Были слова Спаси Бог (Боже). Эти слова человек говорил в знак благодарности, наравне со словами «Храни Господь», «Благодарю» и проч. Все эти слова означали пожелания истинного добра, заботы о тебе Бога.
Спасибо – великое слово.
Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди.
3. ВОПРОС: Как произошло слово «СЧАСТЬЕ»?
ОТВЕТ: «СЧАСТЬЕ» от слова «ЧАСТЬ».
Это выпавшая человеку хорошая доля, часть, благоприятный жребий. Быть счастливым - значит, быть в доле, иметь часть состояния. Слово «СЧАСТЬЕ» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто – то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье».
Лад и согласие – первое счастье.
Семья - опора счастья.
8 раунд. «ПО СТРАНИЦАМ БИБЛИИ»
(Звучит песня «Господь благословил» в исполнении А. Тиханович и Я. Поплавкой)
1. ВОПРОС: Сколько заповедей было получено Моисеем на двух каменных досках (скрижалях?
ОТВЕТ: 10 заповедей было получено Моисеем на двух каменных досках (скрижалях). Скрижали – каменные плиты, на которых были начертаны десять заповедей.
2. ВОПРОС: Какая заповедь первая? (вторая, третья?
ОТВЕТ:
1. Да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим.
2. Не делай себе кумира.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его.
5. Почитай отца твоего и мать твою.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
9. Не желай ничего у ближнего твоего.
(Исх. : 20:3–17)
ЗАПОВЕДИ – это непреложные предписания, повеления, строго обязательные правила поведения
3. ВОПРОС: Что Господь сотворил в первый (второй, третий) день?
ОТВЕТ:
Первый день: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
Второй день: Во второй день мира Бог создал твердь – то необъятное пространство, которое простирается над нами и окружает землю, то есть видимое нами НЕБО.
Третий день: В третий день мира Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась СУША. И назвал Бог сушу ЗЕМЛЕЮ, а собрание вод – МОРЯМИ. И повелел земле произрастить зелень, траву и деревья. И покрылась земля травою и всевозможными растениями, и деревьями разных пород.
Четвертый день: В четвертый день мира, по велению Божию, засияли над
нашей землей светила небесные: СОЛНЦЕ, ЛУНА и ЗВЕЗДЫ. С тех пор и стали определяться промежутки времени – дни, месяцы, годы.
Пятый день: В пятый день мира, по слову Божию, вода произвела душу живую, то есть появились в воде СЛИЗНЯКИ, НАСЕКОМЫЕ, ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ И РЫБЫ, а над землею, по тверди небесной, полетели ПТИЦЫ.
Шестой день: В шестой день мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле ЖИВОТНЫЕ. И, когда весь мир уже был готов, Бог создал ЧЕЛОВЕКА – мужчину и женщину, по образу и подобию своему, и поручил им заботиться о всей земле.
Седьмой день: Седьмой день Бог благословил, освятил его и назвал его субботой, то есть покоем, то есть сделал его праздником.
4. ВОПРОС: Кто написал четыре Евангелия?
ОТВЕТ: Четыре Евангелия написали:
Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Эти четыре Евангелия вошли в состав канонических книг Нового Завета Библии. Евангелие - часть Библии, содержащая легендарные рассказы о жизни и учении Христа.
(Звучит песня «Дорогою добра», слова: Энтин Ю., музыка: Минков М.)
9 раунд. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: «ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК»
При помощи цветка загадать желание:
- об улучшении оснащения развивающей предметно – пространственной среды в группе или ДОО;
- улучшении качества образовательной работы по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Огромное спасибо ее участникам за смекалку и сообразительность, грамотность и эрудицию, юмор и коммуникабельность. Надеюсь, игра была полезной и интересной для всех – и участников и зрителей. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.
Подведение итогов игры. Награждение активных игроков и команд.