Лучший педагог года

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Как помочь агрессивному ребенку»

Клепча Татьяна
Семинар-практикум для педагогов ДОО «Как помочь агрессивному ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

1. Предоставить информацию о том, что такое агрессия, каковы ее причины и формы проявления, чем агрессия отличается от агрессивности.

2. Научить педагогов выявлять агрессивных детей (дать критерии агрессивности).

3. Познакомить с методами работы по коррекции агрессивного поведения.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОО „Как помочь агрессивному ребенку“» размещена в разделах

4. Рассказать о формах работы с родителями агрессивных детей.

Литература:

Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Р. Р. Калинина «Тренинг развития личности дошкольника».

Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей».

Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми».

А. А. Романов «Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей».

Клаус Фопель «Как научить детей сотрудничать».

И. А. Фурманов «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция».

М. И. Чистякова «Психо-гимнастика».

Ход мероприятия:

Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)».

Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – это готовность к совершению таких действий.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия, направленные против кого-либо):

• косвенная (направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия)

• прямая (представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение)

2. Вербальная агрессия (словесные угрозы, крики, ругань и т. д.):

• косвенная (обвинения и угрозы)

• прямая (дразнилки и оскорбления)

3. Косвенная агрессия (агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо):

• направленная (сплетни, злобные шутки)

• ненаправленная (крики в толпе, топанье, и т. д.)

4. Раздражение (готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости)

5. Негативизм (оппозиционная манера поведения, направленная обычно против авторитета).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, но иногда они проявляются с самого раннего детства. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. И число детей с таким поведением стремительно растет.

Причины агрессивного поведения:

1. Семейные

• Неприятие детей родителями

• Безразличие или враждебность со стороны родителей

• Разрушение эмоциональных связей в семье

• Неуважение к личности ребенка

• Чрезмерный контроль или его полное отсутствие

• Избыток или недостаток внимания со стороны взрослых

• Запрет на физическую активность

• Отказ в праве на личную свободу

2. Личные

• Подсознательное ожидание опасности

• Неуверенность в собственной безопасности

• Личный отрицательный опыт

• Эмоциональная нестабильность

• Недовольство собой

• Повышенная раздражительность

3. Ситуативные

• Плохое самочувствие, переутомление

• Влияние продуктов питания

• Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха

4. Социально-биологические

• Средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия регулярно пропагандируют культ насилия, причем не только для мальчиков, но и для девочек (Феона, Стражницы). • Дети идентифицируют себя с агрессивными кино- и мульт-героями и ведут себя соответствующим образом.

• И конечно же важна обстановка в группе. Находясь в агрессивной среде, ребенок вынужден «давать отпор».

Принято считать, что агрессия это плохо. Но агрессия может быть вполне здоровой. Агрессия как ответное действие в момент опасности, как защита от внешней агрессии, как средство самозащиты – явление совершенно нормальное и здоровое. Как тут не вспомнить народную мудрость: «добро должно быть с кулаками». Важно не переступить границу, чтобы нормальная агрессивность не переросла в чрезмерную.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992).

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.

УПРАЖНЕНИЕ «Мир глазами агрессивного ребенка». Один из участников выполняет любое неагрессивное действие (кладет ногу на ногу, улыбается, подмигивает и т. д.). Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предлагать свои варианты комментариев.

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в четырех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей приемам саморегуляции.

3. Отработка навыков общения.

4. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые – родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

«Мешочек криков» («стаканчик криков»)

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

«Листок гнева»

Это лист, на котором изображено какое-нибудь чудовище в приступе гнева. Зрительный образ гнева сопровождается такой инструкцией по применению: «В случае припадка ярости скомкать и швырнуть в угол!» (для маленьких детей можно просто приготовить старую изрисованную бумагу).

Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же просто один раз швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому им стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросив их в мусорку.

«Подушка для пинаний»

Этот игровой способ справиться с гневом особенно необходим тем детям, которые, разозлясь, склонны реагировать, прежде всего, физически (сразу дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не обзываются, не пытаются отомстить позже за свое бездействие сейчас). Такому ребенку следует завести «подушку для пинаний». Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую ребенок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным.

Аналогами подушки могут стать надувной резиновый молоток, которым можно бить по стенам и по полу, или боксерская груша, которая поможет избавиться от накопившегося гнева не только детям, но и взрослым.

«Обзывалки»

Помогает детям выразить вербальную агрессию. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуацией ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое противодействие, но, тем не менее, жаждет мести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое поведение работает, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой конфликт, только он будет дольше «зреть» и охватит большее количество участников.

УПРАЖНЕНИЕ Игра «Обзывалки». Игра проводится в быстром темпе. Участники игры передают по кругу мяч, при этом называя друг друга разными необидными словами (а ты…морковка…окунь). В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное.

УПРАЖНЕНИЕ «Работа с гневом». Педагоги делятся на подгруппы (по возрасту детей – мл., ср., ст., подгот., каждой из которых выдается список способов выражения гнева. Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми своей возрастной группы. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, перечисляя удачные приемы и методы, которыми можно воспользоваться в повседневной практике.

Обучение детей приемам саморегуляции.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия (можно применять перед дневным сном).

1. Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5-6 раз подряд.

2. «Теплый как солнце» – дети представляют себе теплый день, легкие облачка, голубое небо… (можно под музыку).

УПРАЖНЕНИЕ «Волшебные снежинки».

Инструкция: Спокойным мягким тоном произнесите следующий текст: «Встань и встряхни ногами и руками. Ты видел когда-нибудь волшебный снег – очень крупные снежинки, мерцающие голубыми искорками? Кто вдохнет такую снежинку, почувствует себя свежее и бодрее, как по мановению волшебной палочки. Но для этого снежинку нужно вдохнуть очень глубоко, чтобы она попала внутрь живота.

Пройди медленно по комнате и представь, как снег кружится в воздухе. Кружатся в воздухе и стремятся к земле обычные маленькие снежинки, и среди них – огромные, волшебные.

Если волшебная снежинка появится перед тобой, глубоко вдохни ее и иди дальше – ты почувствуешь, что твое тело стало более легким и напряжение ушло.

Если тебе удалось вдохнуть три волшебные снежинки, можешь загадать желание».

Отработка навыков общения.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Наша задача – научить их способам разрешения конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

В первую очередь следует знакомить детей с различными эмоциями, учить распознавать свое эмоциональное состояние и состояние других людей.

Развитие эмоциональной сферы.

Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.

Передача и распознавание эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенны знаний, соответствующего уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека.

Цели:

• Знакомить с основными эмоциями (интерес, радость, грусть, удивление, страх, стыд, вина, гнев, отвращение, презрение);

• Учить распознавать эмоциональные проявления других людей;

• Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Приемы:

• Проигрывание этюдов

• Беседы для знакомства с эмоциями

• Рисование эмоций

• Игры: словесные, настольно-печатные, подвижные

Проигрывание этюдов

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Можно «проиграть» ситуацию из прочитанной сказки.

«Баба-Яга» – Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет – сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает. (Педагогу самому необходимо быть достаточно эмоциональным, чтобы дать образец детям, раскрепостить их).

Не стремитесь к одному, «правильному», изображению того или иного настроения (эмоции). Дайте детям возможность проявить себя.

Рисование эмоций

Еще один способ научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем – рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.

Перед началом занятия можно попросить ребенка нарисовать рисунок на тему – «Мое настроение сейчас». Это задание поможет снять напряжение, успокоиться, отвлечься от обид и настроиться на дальнейшую работу.

Как итог занятия по ознакомлению с какой-либо эмоцией можно предложить ребенку нарисовать – «Сердитого Бармалея», «Веселого Буратино».

«Абстрактные» рисунки в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций, развивают воображение. И здесь совершенно не важны художественные навыки.

Игры

«Угадай эмоцию»

На столе картинкой вниз лежат схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая остальным. Задача ребенка по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить их с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные дети должны догадаться что это за эмоция.

«Лото настроений»

У детей картинки, на которых изображены животные с различной мимикой (кошечка веселая, грустная, сердитая; рыбка веселая, грустная, сердитая….). Ведущий показывает схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – в своем наборе картинок отыскать животное с такой же эмоцией.

«Назови похожее»

Ведущий называет или показывает какую-то эмоцию. Дети вспоминают слова, которые эту эмоцию обозначают («РАДОСТЬ» – веселье, смех, улыбки, восторг).

УПРАЖНЕНИЕ «Испорченный телефон». Все участники игры кроме одного, закрывают глаза («спят»). Ведущий, молча, показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Второй участник «будит» третьего и так до последнего участника игры.

Закреплять полученные на занятиях знания можно обсуждая литературные произведения, играя в ролевые игры.

«Да и нет»

Эта игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос. Ненастоящий, игровой спор освежает психологический климат в группе и, как правило, снимает напряжение. Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время в группе будет жуткий шум и гам.

Детям дается инструкция: Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?

Сейчас вам будет нужно использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто – слово «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Также большую роль играет театрализованная деятельность. Ребенок учится понимать чувства своего персонажа.

«Слепой и поводырь»

Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок – будет слепым (ему завязывают глаза). Второй – его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением. Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты. Задача проводника – аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее, оберегая его от столкновений с различными препятствиями.

Можно задавать условия: «Проведи слепого не дотрагиваясь до него, можно только руководить словами», «Проведи слепого только словами».

«Пойми без слов»

Каждый взрослый по себе знает, как раздражает непонимание окружающими наших мыслей и желаний. Также каждый взрослый догадывается, что есть в этом печальном обстоятельстве и вина самого человека – значит, он не смог этого четко объяснить, был недостаточно настойчив или находчив для достижения этой цели. А вот дети об этом часто не догадываются. В силу детского эгоцентризма (когда они считают себя центром мироздания и меряют весь мир по себе, им трудно бывает представить, что окружающие их действительно не поняли или поняли неправильно. Дети редко прикладывают усилия для того, чтобы быть понятыми, зато часто обижаются и злятся, оценивая непонимание как «злонамеренность».

Поэтому данная игра будет полезна всем, так как в ней ребенку понадобится быть максимально доходчивым и постоянно искать объяснения задуманного остальным игрокам. Кроме того, он также побудет и «в чужой шкуре», пытаясь понять водящего, когда они поменяются местами.

В этой игре водящий задумывает какое-то слово (отвечающее на вопрос «кто?» или «что?»). После этого он должен постараться изобразить то, что это слово обозначает, не проронив ни звука. Можно двигаться, воспроизводя ситуацию, в которой используется данная вещь, или замирать, пытаясь скульптурно изобразить задуманное слово. Единственное, что запрещено в этой игре, так это указывать на сам предмет, даже если он есть поблизости, и произносить слова и звуки. Остальные игроки пытаются угадать изображаемое слово. Когда у них появляется версия о том, что бы это значило, то они сразу произносят свой ответ. Если он неверен, то водящий отрицательно качает головой. Если ответ правильный, то водящий снова может говорить и радостно это демонстрирует, называя вслух загаданное слово и приглашая назвавшего его стать водящим.

Можно усложнить игру, загадывая словосочетание («толстый кот», «старая кукла»). Соответственно отгадывание ответа будет состоять из двух частей. Сначала водящий поднимает вверх один палец, что означает задачу отгадать существительное. Когда оно уже произнесено, то водящий показывает два пальца, что демонстрирует участникам, что они переходят к отгадыванию прилагательного.

УПРАЖНЕНИЕ «Развитие эмпатии». Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием: придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок:

1 курочка ряба (мл.)

2 колобок (ср.)

3 маша и медведь (ст.)

4 гуси-лебеди (подгот.)

Работа с родителями агрессивного ребенка.

Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен, прежде всего, наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам. Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях мы рекомендуется использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Эта информация даст родителям повод для размышления, а эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с воспитателями.

Главная цель подобной информации – показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным.

ВЫВОДЫ:

• Агрессия появляется при блокировании желаний или намеченной программы действий. Такое поведение ребенка обусловлено состоянием дискомфорта, беспомощности.

• «Агрессивность – это отчаяние ребенка, который ищет признания и любви» (Г. Эберлейн).

• Чаще всего агрессия идет из семьи (конфликты между родителями, безразличие или враждебность к ребенку, чрезмерный контроль или его полное отсутствие).

• Агрессию запрещать нельзя. Нужно научить детей контролировать свои агрессивные стремления и выражать гнев в приемлемой форме.

• Желательно оборудовать каждую группу предметами, помогающими безопасным для себя и окружающих способом снизить эмоциональное и мышечное напряжение.

• Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Поэтому необходимо обогащать их эмоциональный мир – развивать способность к эмпатии, расширять поведенческий репертуар, учить распознавать свои и чужие эмоции.

• Необходимо быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

• Самим демонстрировать модель неагрессивного поведения.

• Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

• Не вспоминать о том, что было вчера (кого он обидел или что сломал). Жить настоящим.

• Стараться найти как можно больше положительных качеств в малыше и обязательно хвалить даже за маленькие успехи.

• Любить ребенка таким какой он есть.

Публикации по теме:

«Как помочь ребенку в приготовлении уроков». Консультация для родителей 1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. - Рабочее место должно быть достаточно освещено. - Источник света должен.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в развитии?» Давайте своему ребенку возможность проявлять смекалку и сообразительность, Игрушки и игры должны нести познавательную нагрузку, а для детей.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?» Консультация для родителей. Подготовила воспитатель ФКДОУ №143 Быкова Юлия Петровна Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду? Адаптация.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку запомнить буквы» Видео Подготовила: учитель-логопед МДОУ № 21 «Росинка» г. Лыткарино Махонина С. Р. Педагоги и родители очень часто сталкиваются с проблемой.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Родительское собрание как форма работы с родителями» Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Семинар-практикум для педагогов на тему «Логико-математические игры в развивающей среде ДОО» Цель семинара - практикума: - повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико- математических игр как средства.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Цель: объединить усилия коллектива МДОУ.

Семинар-практикум «Развитие профессиональной направленности педагогов ДОО» Цель: рассмотрение понятия «педагогическая направленность», самодиагностика развития профессионально важных качеств, осознание истинных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОО «Как помочь агрессивному ребенку»
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 18:40
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОО «Как помочь агрессивному ребенку»» (включая файлы) размещена пользователем Клепча Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД