Светлана Кирилова
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «В гости к Весне»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «ДЮЙМОВОЧКА» Г. ЗЕЛЕНОКУМСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня
«В гости к весне»
Автор-составитель:
Кирилова Светлана Викторовна, учитель-логопед
г. Зеленокумск, Ставропольский край
2022 г.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня „В гости к Весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Цель: обобщение представлений детей старшего дошкольного возраста о зиме, весне и типичных явлениях в природе, связанных с данными временами года посредством приема мелодекламации.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Обобщить и расширить словарь дошкольников.
2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными.
3. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов.
4. Научить работать над составлением предложений из заданных слов, по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.
5. Активизировать фонематическое восприятие.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать связную речь, артикуляционную, мелкую и общую моторику.
2. Автоматизировать правильное звукопроизношение в свободной речи.
3. Развивать координацию речи с движением, память, внимание, мышление и творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Вызвать положительные эмоции обучающихся с ОНР на занятии.
2. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
3. Способствовать снятию эмоционального напряжения.
Оборудование: аудиозапись музыкальных отрывков «звуки природы», репродукция сцены из сказки «12 месяцев», карточки со словами, альбом, краски, карандаши, доска маркерная, маркеры, предметные картинки, проектор, ноутбук.
Предварительная работа: знакомство с русским фольклором, разучивание стихов, песен, игр.
Речевой материал: имена существительные – зима, весна (зимние и весенние месяцы, изменения в природе).
Имена прилагательные – весенний, зимний, чистый, холодный, тусклый, пасмурный, ясный, теплый, желтый, зеленый, белый и т. д.
Глаголы – бежать, журчать, бурлить, звенеть, течь, висеть, пускать, набухать и т. д.
Причастия – растаявший, бурлящий, набухший, раскрывшийся, зеленеющий, расцветающий, звенящий и т. д.
Наречия – по-зимнему, по-весеннему, ярко, бурно, тепло, ясно, звонко, светло, зелено, внезапно, снежно, холодно и т. д.
Используемые технологии (методы) : игровые технологии, наглядно-демонстрационные, практические методы: сопоставление, выбор правильных формулировок. Активные методы рефлексии, здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения, психогимнастика.
План занятия :
1. Мотивационно-целевой этап
2. Ориентировочный этап
3. Поисково-исследовательский этап
4. Практический этап
5. Рефлексивно-оценочный этап
Ход занятия
1. Мотивационно-целевой этап
Учитель-логопед предлагает обучающимся занять свои места, называя по порядку месяцы года. Затем проводит психогимнастику с элементами самомассажа в музыкальном сопровождении:
Дети повторяют движения за учителем-логопедом :
«Разотрем ладошки,
Согреем их немножко,
(Потереть ладони одну о другую)
И теплыми ладошками
Умоемся как кошки.
(Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли.
(Пальцами провести от середины лба к вискам)
Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро.
(Пальцами легко постукивать по щекам)».
2. Ориентировочный этап
Учитель-логопед : ребята, кто вспомнит, в какой сказке девочка побывала в гостях у братьев месяцев?
Дети: девочка побывала в гостях у братьев месяцев в сказке «Двенадцать месяцев».
Учитель-логопед : правильно, молодцы! А давайте мы с вами тоже отправимся в сказочное путешествие в гости к самым близким для нас сейчас временам года?
Дети: да, отправимся в гости к временам года.
Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, на экране изображение зимних месяцев.
Учитель-логопед : ребята, посмотрите, куда мы с вами попали?
Дети: мы попали в гости к времени году – к зиме.
Учитель-логопед : да, точно! Скажите, что вы знаете о зиме?
Первый ребенок: зима – это время года, когда бывает холодно, идет снег, люди празднуют Новый год, День Защитника Отечества.
Второй ребенок: в этом времени года три месяца: декабрь, январь и февраль.
Учитель-логопед : правильно. Зима рада, что мы пришли к ней в гости и приготовила для нас маленький сюрприз (используется прием мелодекламации – речевая игра с музыкальным сопровождением «Мы повесим шарики»).
Учитель-логопед : ребята, скажите зиме до свиданья! (Звучат музыкальные отрывки (капель, весна, на экране изображение весенних месяцев). Мы отправляемся в гости к следующему времени года. Как оно называется?
Дети: время года - весна.
Учитель-логопед : посмотрите в окошко и скажите по каким изменениям в природе мы узнаем, что наступила весна?
Дети: время года – весна, отличается от зимы, тем, что становится намного теплее на улице, тает снег, природа оживает. Весна содержит в себе три месяца – март, апрель, май.
Учитель-логопед : с кем мы можем сравнить весну? (словарная работа).
Учитель-логопед : какая весна? (Дети подбирают прилагательные к этому слову).
Учитель-логопед : правильно, молодцы! А теперь давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание.
3. Поисково-исследовательский этап
Задание 1
Учитель-логопед : перед вами палитра красок. Составим палитру красок для весны (под музыкальное сопровождение дети составляют палитру, содержащую зеленый, желтый и т. п. цвета).
Педагог во время выполнения задания с помощью побуждающих вопросов просит каждого обучающегося объяснить почему он выбрал именно этот цвет.
Учитель-логопед : ох уж эта зима, никак не хочет уходить. Придать силы весне мы можем, выполнив следующие задания братьев-месяцев. А за правильное выполнение заданий они будут дарить лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнышко.
Задание 2: «Скажите наоборот»
Учитель-логопед : ребята, как все меняется с приходом весны?
Зимой снег чистый, а весной – ( дети: грязный).
Зимой дни холодные, а весной – ( дети: теплые).
Зимой солнце тусклое, а весной – ( дети: яркое).
Зимой погода часто пасмурная, а весной – ( дети: ясная).
4. Практический этап
Задание 2: «Весенний лес» (рисование двумя руками – развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия)
Учитель-логопед предлагает детям нарисовать весенний лес (солнце, облако, дерево, ручей, подснежник и т. п.). Сначала дети рисуют каждый на своем альбомном листе правой рукой, затем вместе – левой рукой на доске.
Учитель-логопед : молодцы, вы нарисовали прекрасный лес и за это получаете еще один лучик.
Задание 3. Музыкально-ритмическая игра на развитие чувства ритма и темпа, координации речи с движением, эмоциональной сферы «Жаворонок» (русская народная игра)
Дети встают в круг, в центре круга – «жаворонок» с колокольчиком в руке. Дети идут по кругу и поют: «В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, будет весел целый год. («Жаворонок» кладет любому игроку сзади колокольчик).
Задание 4. Упражнение на согласование существительного с прилагательным
Учитель-логопед : давайте посмотрим на наш лес и назовем все, что видим со словом «весенний».
Дети: весенний лес, весеннее дерево, весеннее облако, весенний цветок и т. п.
Задание 4. Игра «Измени слово»
Учитель-логопед : в нашем лесу всё теплей и теплей. В моих словах с приходом весны начал таит звук «Р». Давайте назовем, какое слово останется.
Дети: срок – сок, крошка – кошка, мрак- мак, краска-каска, прачка- пачка, крот-кот.
Учитель-логопед : молодцы, справились с заданием. За это получаем новый лучик солнышка.
Физкультминутка. «Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями).
Солнце наше высоко (тянуться вверх)
Нам от солнышка тепло (легкие поглаживания рук)
Тает снег от лучей, (расслабление)
Звонко побежал ручей.
Вы за ручейком бегите,
И друг другу улыбнитесь.
Задание 5. Упражнение на слуховое внимание и память
Учитель-логопед : а сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх).
( Слова: март, листопад, подснежник, 8 марта, трава, дед Мороз и т. д.)
Учитель-логопед : какие весенние слова вы услышали?
(Дети называют слово, прохлопывают и определяют количество слогов в словах, получают лучик солнышка за каждый правильный ответ).
5. Рефлексивно-оценочный этап
Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись «Звуки природы».
Слова учителя-логопеда : «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро» (все открывают глаза).
Учитель-логопед : с приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске. Свой ответ начните словом – «Весной.».
Дети: весной – светит солнышко. Весной – прилетают птички. Весной - …
Список используемой литературы
Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. - М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ, 2005. - 798 c.
Елисеева Е. И. Ритмика в детском саду. - М. : Перспектива, 2016. - 104 c.
Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. - М. : Сфера, 2014. - 530 c.
Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие: моногр. - М. : Академия, 2015. - 192 c.