Шпакович Татьяна
Устранение фонематического недоразвития у дошкольников с нарушениями речи через использование нетрадиционного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на то, что существует много технологий по формированию фонематических процессов, вопрос эффективной организации работы по преодолению этого нарушения остаётся актуальным и на сегодняшний день.
В работе по коррекции фонематических процессов в детском саду на логопункте применяю игровые технологии, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация доминирует в дошкольном возрасте над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению к школе. Многократные повторения одного и того же материала утомляют ребёнка, но в логопедии без повторений обойтись невозможно, особенно когда мы отрабатываем правильный артикуляционный уклад, учим ребёнка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. Я стараюсь преподнести речевой материал в форме игровых технологий, которые обучают детей умению выделять звук в чужой и собственной речи, формировать фонематические представления на основе фонематического анализа и синтеза, формировать фонематические противопоставления : вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слухи в собственной речи. Эти задачи подталкивают меня к поиску новых идей, влогопедической работе, позволяют использование нетрадиционных игровых пособий для развития фонематических процессов. Сегодня хочу представить некоторые из них.
Публикация «Устранение фонематического недоразвития у дошкольников с нарушениями речи через использование нетрадиционного оборудования» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Пособие «Фонематическая шкатулка»
Задача:
Развивать умения различать неречевые звуки.
Ребенок ищет среди предметов, те которые издают одинаковые звуки.
Играя в паре дети определяют на слух не видя предмет, что звучит.
Пособие «Солнышко и лучики»
Ребенок проговаривает слова в предложении и на каждое слово прикрепляет прищепку лучик.
Пособие «Угостим поросёнка Фунтика»
Задачи:
Развивать умения определять наличие заданного звука в слове.
Развивать умения дифференцировать заданные звуки.
Автоматизировать звуки.
Развивать мелкую моторику рук.
Прозрачная игрушка поросёнка с ртом (отверстием, чашечка с горохом, (фасолью, кофейными зёрнами, предметные картинки на различные звуки.
Логопед раскладывает картинки и просит покормить Фунтика горохом используя картинки только со звуком[ш]. Ребёнок выбирает одну горошинку, кладёт поросё нку в рот и говорит: «Кушай Фунтик шоколад. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит процесс развития тонких движений рук.
Пособие «Звуколпачки»
Задачи:
Активизировать знания о звуковом строении слова.
Закреплять навык звукового анализа слова.
Закрепить навык подбора слов к заданной звуковой схеме.
Оборудование : цветные пробочки зеленого, красного, синего цвета.
Задание
Нужно определить количество, последовательность звуков в слове, надевая колпачки на пальцы соответствующего цвета (согласный твердый –колпачок синего цвета, согласный мягкий колпачок-зеленого цвета, гласный звук- красный колпачок).
Игра является для ребёнка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребёнок чувствует себя свободно, уверенно, что как нельзя лучше подготавливает к усвоению новых знаний. Задача логопеда заинтересовать детей, чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.