Папки-передвижки

Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Шаяхметова Алия
Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что постоянное развитие и совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребёнка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе: сказки, потешки, пестушки и стихотворения.

Публикация «Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о времени, пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяю увидеть добро и зло. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами -глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию, эмпатии.

Заучивание наизусть стихотворения - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание, а значит, развивается воображение.

Потешки, пестушки являются богатейшим материалом для развития

звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра-забава «Ладушки-хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр-забав не только развивается.

Проблемами развития речи детей занимались такие ученые как Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. А., Соловьёва О. И.

В дошкольных образовательных организациях детской литературе отведена главная роль. Однако ее роль для развития речи недооценена. Восприятие различных жанров художественной литературы является для ребёнка особым видом деятельности, следовательно, художественная литература может влиять на развитие связной речи.

Потешки и пестушки являются важным аспектом в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста и оказывают огромное влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может провялятся у ребенка в самых разнообразных жанрах: сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Народные потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал для детей среднего дошкольного возраста, который можно использовать на занятиях по развитию речи и в режимных моментах. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Ценность фольклорных произведений, обуславливается их высокой интонационной выразительностью. Поскольку, именно интонация проявляет смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мысли и образности.

Образность является важной характеристикой разных сторон речи.

Лексическая сторона речи является составной частью образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употреблять точные слова по смыслу и выразительности слова.

Грамматическая сторона образности также важна, потому что, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений, ребенок оформляет своё высказывание грамматические правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция, что во много определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.

У детей 4-5 лет большое тяготение к рифме. Ребенок охотно подбирает и рифмует слова, порою лишая их при этом смысла. Само же это занятие оказывается далеко не бессмысленным: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

В своей работе мы применяли прием использования фольклорных произведений в режимных моментах, на прогулке, на занятиях, играх. Так как этот приём позволяет развить речь детей в доступной и интересной для них форме и даёт отличные результаты.

Мы использовали потешки и пестушки в совместной деятельности с воспитанниками, что доставляло им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование потешек и пестушек развивают речевые центры мозга ребенка, побуждают его к повторению действий, словосочетаний, слов, простых предложений.

Многие из изучаемых потешек мы использовали в ходе игр с детьми, запоминая их содержание и последовательность действий, дети потом самостоятельно могли играть и подражать героям потешек.

Во время игр дети с удовольствием вспоминают и проговаривают слова потешек, если они сопровождаются рассматриванием сюжетных «живых» картинок – педагог, сами дети, куклы и игрушки – все вместе вовлекаются в процесс и позволяют наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, правильно понять и эмоционально передать содержание потешки, ее слова.

Мы в занятия включали также потешки – загадки, что способствовало не только развитию связной речи, но и формированию счета и развитию мелкой моторики.

Таким образом, целевое назначение пестушек и потешек многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Для развития связной речи ребенка необходимо применять специальные методы и приемы, в том числе и сказки.

В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии связной речи детей мы уделили сказкам. Проблема восприятия сказок детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе-развитие детского творчества. Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым мы развивали речевую деятельность и словотворчество детей. На занятиях использовали различные приемы: пояснение, вопросы, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование, и т. д.

Все занятия проходили в игровой форме. При анализе сказки в единстве его содержания и художественной формы, дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. В работе с детьми мы старались обращать внимание не только на сказку: «я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди», но и останавливали внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.

После рассказывания, произведение обязательно анализируем его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т. д. тем самым развивая последовательность в речи. По одной сказке мы проводили несколько занятий.

Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья нам способствовали следующие приемы в работе со сказками:

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же время смешное слово;

- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука, а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

- объяснить этимологию слова;

- произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.

Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно мы задавали массу вопросов по тексту сказок (Куда пошла Красная Шапочка). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом).

Таким образом, сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для развития в последующие годы дошкольника.

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Детское видение мира, образ мышления детей и психологическая специфика сказок характеризуются тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям.

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что сказка:

- учит детей сравнивать, сопоставлять;

- формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Особое внимание уделялось нами на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника : оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Мы предлагали впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Именно поэтому работа с детьми проводилась с использованием сказок.

Таким образом, у воспитанников среднего дошкольного возраста повысился словарный запас, улучшился грамматический и синтаксический строй речи. Что говорит о том, что проведённая работа по развитию связной речи дала хороший результат.

Таким образом, у детей формируется правильное произношение конкретных звуков.

Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов.

Таким образом, работу по развитию речи детей среднего дошкольного возраста мы не должны рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления в их речи грамматических ошибок, «затверживания» отдельных «трудных» грамматических форм. Речь идет о создании условий для полноценного усвоения ребенком грамматического строя языка на основе спонтанной ориентировочной, поисковой активности в сфере грамматики, использование языковых средств в разных формах общения в процессе знакомства с художественной литературой.

В дошкольном возрасте особое место в развитии речи детей занимает воспитание любви к поэзии, поэтическому слову. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи : дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.

Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И, если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить ребенка запоминать текст наизусть.

Таким образом, чем больше ребенок будет учить наизусть, тем больший объем памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, чем в младшем возрасте, увеличивается их объем (например, Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый.

Существуют особенности заучивания стихотворений дошкольниками :

-дети очень любят игру с рифмами и со звуками, что несомненно помогает в запоминании;

-важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего нужно). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать и т. д. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст;

-не следует требовать полного запоминания стихотворения в один день. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени;

-обязательно нужно рассмотреть с ребёнком иллюстрации к стихотворению, ответить на вопросы к стихотворению. Для лучшего запоминания детям достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту;

-прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения следует прочитать его с выражением. Если стихотворение будет прочитано нами наизусть, будет просто замечательно.

-затем нужно обязательно объяснить незнакомые или непонятные слова и выражения. После этого прочитать стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты;

-после повторного прочтения хорошо рассказать об авторе этого произведения, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление;

-затем мы должны прочитать стихотворение еще раз. Так, у ребенка сформируется цельное восприятие произведения. А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения;

-когда стихотворение будет выучено, пусть ребенок нарисует свою картину к нему. Можно сделать подшивку таких рисунков, и время от времени рассматривать их, воссоздавая в памяти выученные ранее тексты.

Таким образом, это интересное занятие (создание их собственного альбома иллюстраций) даёт детям возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж, тренировать память.

На формирование выразительности речи детей нами были использованы такие приемы:

-образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации;

-напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;

-характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации;

Нами была создана «атмосфера поэзии» в группе: книжный стенд с поэзией для детей, гимнастика с применение поэтического слова, поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на занятиях. Важно читать стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Нами были использованы и такие приемы для лучшего запоминания стихов:

-игровые (стихотворение Барто А. «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

-досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов – диалогов;

-частичное воспроизведение текста. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» мы читали текст, а дети продолжали:«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист»;

-драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

-воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака).

Таким образом, дети научились не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы. Формируется умение связно рассказывать о событиях из собственной жизни, умение описывать животных или заменяющие их игрушки, в состоянии рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

Таким образом, художественная литература и, в частности, поэзия художественная народная, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной, последовательной и выразительной речи детей среднего дошкольного возраста, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает расширять кругозор, память, формировать культурный уровень, обогащать словарный запас.

Таким образом, рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является художественная литература. Средствами художественной литературы являются развивается выразительность детской связной речи, формируется образность лексики и понимание её целесообразности использования.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что без направленной систематической работы с применением художественной литературы дальнейшее формирование связной речи будет затруднено.

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Детская художественная литература, как средства развития театрализованной деятельности детей.

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный.

Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых При ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными и практическими методами, умело сочетая их со словесными (рассказы,.

Литература экологической направленности, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Огромное значение на развитие речи старшего дошкольника оказывает литература. Так, многочисленные исследования (В. В. Гербова, В. А. Говорухина,.

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста Актуальность Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье.

План по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» АктуальностьТема моего самообразования «Развитие связной речи детей среднего возраста» для меня важна, потому что речь ребенка является.

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» Калачева Ирина Викторовна Воспитатель ГБДОУ.

Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр УДК 376.4+372.3/.4+37.0 СТАТЬЯ Сергиной А. С. Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством.

Театральная деятельность, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 октября 2019 в 19:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Шаяхметова Алия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД