Хамбикова Рузия
Устное народное творчество как способ развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии ребенка и формировании у него основных математических представлений. В ФГОС дошкольного образования в качестве основных целевых ориентров используется проявление ребенком любознательности, инициативы и самостоятельности. По этой причине образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях должен быть направлен на развитие этих качеств. Развитие любознательности, инициативы, самостоятельности у детей возможно при формировании основных математических представлений. Конечно, каждому взрослому приходилось сталкиваться с нежеланием ребенка заниматься математикой. И возникли вопросы "Что делать?"
Публикация «Устное народное творчество как способ развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Основным жанром устного народного творчества, направленные на формирование элементарных математических представлений является сказка.
Сказка – это особый вид реальности, способный конструировать смыслы жизни на эмоционально-ценностном уровне.
Согласно словарю С. И. Ожегова сказка -это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
В словаре Д. Н. Ушакова сказка –это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.
Следовательно, сказка привлекает ребенка сказочными персонажами, сюжетом, фантастическими образами, желанием помочь персонажам и изменить сказку. Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности сказки в воспитании и обучении детей. Использование сказок в работе с детьми способствует приобретению опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения,
учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное
расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит ребенка логически мыслить.
Использование сказок в совместной образовательной деятельности помогает детям успешно усваивать материал, с интересом решая задачи и примеры: фиксируются количественные отношения (больше, меньше, больше, столько же, время и пространство, геометрическая форма.
Задания со сказочным сюжетом помогают детям связать полученные знания с окружающей действительностью, позволяют применить их при решении различных жизненных задач, способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле действий с их конкретным содержанием.
Например: «Красная шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. У нас было 3 пирожка с мясом и 2 пирожка с грибами. Сколько всего пирогов принесла девочка бабушке?
Математическая сказка – это самая простая и ненавязчивая сказка, цель которой дать ребенку новые знания, умения, навыки, а также показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки, которое должен выполнить ребенок. Главными героями сказок являются дети или сказочные персонажи и математические объекты.
В старшей группе детского сада, сказки уже более сложные, т. е. объединяют материал и объединяют в одно целое несколько понятий (например, числа, основные действия по сложению-вычитанию и т. д.) в форме заданий, которые, например, принцесса дает своим женихам-принцам).
Если сказка рассказывает дошкольникам о задачах математических сказок на занятиях, то этот прием также помогает создать базовый понятийный аппарат для дальнейшего обучения в школе, тренирует ребенка точно и лаконично формулировать свои мысли; Необходимо обратить внимание на некоторые аспекты беседы с ребенком.
Следует помнить, что при чтении сказки необходимо не торопиться и давать готовый ответ. Там, где ребенку предлагается помочь героям в выполнении задания, необходимо сделать перерыв в чтении. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей, для которых выполняется задание, с одной стороны, оно должно быть применимым и основываться на уже известном материале, с другой стороны, на каждом занятии, дошкольник должен узнать что-то новое. Сказки или сказочные персонажи также подбираются в соответствии с возрастом детей.
Не менее важную роль в развитии основных математических понятий играют потешки, скороговорки, считалки и другие формы устного народного творчества, развлекающие детей и поддерживающие эмоциональный настрой. Не привлекая внимания, они учат ребенка считать, сравнивать и обобщать.
В больших группах педагоги уже могут использовать пословицы и поговорки, развивающие логическое мышление. Чтобы понять их значение, надо подумать.
Итак, использование устного народного творчества с математическим содержанием является эффективным средством формирования основных математических понятий у дошкольников. Сказка помогает дошкольникам формировать, развивать, закреплять и углублять основные математические понятия в интересной, занимательной форме. Воспитателей интересует процесс формирования основных математических понятий у дошкольников, поощрение развития любознательности, инициативы и самостоятельности. Различные виды устного народного творчества с математическим содержанием имеют место быть в совместной учебной деятельности и организованной учебной деятельности в режимные моменты.