Надежда Щитова
Условия экологического воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Щитова Надежда Вячеславовна
воспитатель
МБДОУ детский сад №17 «Сказка»
село Арефино, Вачский район.
В настоящее время мы – люди чаще стали осознавать, что наше благополучие во многом зависит от состояния природной среды. Природа даёт возможность нам жить, дышать, созерцать, питаться, заботиться о своём здоровье. При всём при этом, наблюдаем нарушения законов природы, если говорить о глобальных проблемах (загрязнение воздуха промышленными отходами, застройка природных зон и т. д., но даже не соблюдение элементарных правил поведения в природе (очистка за собой мест отдыха, сортировка мусора, озеленение мест проживания и т. д.).
Публикация «Условия экологического воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы, взрослые: работники дошкольных учреждений и родители, должны быть примером экологического воспитания для наших детей и постоянно вместе решать вопросы окружающей природной среды, а это значит быть её частью,любить, хорошо знать. [1]
Но получив знания, ещё не значит, что мы станем добрее и гуманнее к окружающей природе.
Специалисты отмечают, что очень важно формирование экологической культуры в целом с раннего дошкольного возраста. Именно в этот период малыши доверчивы и непосредственны, эмоциональны и любознательны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с большим удовольствием принимают задачу, проблему в игровой форме, манипулируют различными предметами, повторяют действия взрослых. [2]
Можно много говорить об ограничениях, связанных с пандемией: посещение зоопарков, ботанических садов, террариумов, океанариумов, организация экскурсий в парковые зоны и на водоёмы. Сейчас время высоких технологий. Многие семьи имеют возможность устраивать виртуальные походы и путешествия, не выходя из дома. И это мы рекомендуем родителям, находящимся на изоляции, указываем ссылки развивающих игр и программ, конечно с учетом возрастных особенностей детей. Организуем совместную деятельность и сотворчество малышей и родителей на разные экологические темы, что позволяет решать задачу сближения, интересного и познавательного времяпрепровождения в семейном кругу.
В групповых сообществах родители делятся умениями своих детей, активно обсуждают проблему, размещают видео и фото по заданной теме. Это очень интересно и увлекательно для всех участников, так как современный мир немыслим без использования компьютера и смартфона.
Отчёты о проделанной работе мы размещаем на сайте ДОУ. Родителям очень удобно знакомиться с работой детского сада.
В данный момент я работаю на группе раннего возраста в сельском детском саду, который расположен в экологической зоне. Вбуквальном смысле утопает в зелени в весенний и летний период времени, сверкает золотом осенью и превращается в северный полюс зимой, что является основной базой природоведческой работы в дошкольном учреждении.
Не испытываем недостатка в объектах для наблюдения с детьми. Вокруг территории много разного вида насаждений. Это деревья и кусты, определяющие «Образовательной программой воспитания и обучения в детском саду». Совсем рядом расположены участки частного сектора, что даёт возможность понаблюдать за домашними животными и птицами, не выходя за территорию детского сада, слышать их голоса.
Группы раннего возраста в нашем саду расположены на первом этаже с разных сторон и имеют отдельные входы и выходы на индивидуальные участки. Это дает возможность не контактировать с другими группами, да и время в режимных моментах скорректировано так, чтобы не было накладок во время наблюдений за природными объектами и работ на клумбах и огороде ДОУ.
В раннем возрасте задачи экологического воспитания по объему не большие и направлены на формирование представлений о явлениях природы, знакомство с растениями и животными. Для реализации поставленной задачи, я использую различные методы и приемы. Конечно, ведущее место при ознакомлении с окружающим отводится наблюдению. Обращаю внимание на главное в предмете, связываю с обозначающими их словами. Стараюсь руководить процессом, который охватывает и активную и познавательную деятельность в содержании наблюдения, игры, действий и упражнений. [3]
Предоставляю возможность малышам быть ближе к природе: мы делаем дыхательные упражнения на воздухе, играем с природными материалами (листья, шишки, жёлуди, собираем семена и гербарий растений, делаем поделки и конечно трудимся. [4]Я вместе с детьми радуюсь их успехам, ловя камерой телефона счастливые живые эмоции. Накопленный материал позволяет приниматьучастие в интернет -конкурсах, презентовать перед родителями наши возможности и достижения.
Так как в условиях пандемии перемещение по ДОУ строго ограничено, в группе обустроен уголок природы. Он вмещает в себя календарь наблюдения за погодой, птицами, животными, вкладыши по разным темам, альбомы для рассматривания, звуковые книжки, макет дворика и леса с фигурками животных, наборы муляжей овощей и фруктов, всё находится в свободном доступе детей, поэтому часто моется и обрабатывается. Некоторые объекты наблюдения я приношу в группу из зимнего сада. Это растения, для рассматривания или любования во время цветения, аквариум с рыбкой, клетку с птичкой, корнеплоды с огорода для развития различных ощущений, в том числе и вкусовых. Перед дегустацией овощи хорошо промываются и подаются детям в индивидуальных блюдцах, после чего проводим гигиенические процедуры.
У окна развешаны кормушки – идеальная зона для наблюдения за птицами в любое время года и погоду, а также трудом старших дошкольников по уходу за кормушками, работой дворника. Что тоже позволяет осуществлять бес контактное общение.
Наш детский сад много лет ставит приоритетной задачу формирования экологической культуры дошкольника. Коллектив поднимает уровень экологического воспитания на должную высоту.
С уверенностью могу сказать, что мы приняли вызов пандемии. За все время группа ни разу не закрывалась на карантин. Мы готовы работать в сложившейся обстановке.
Литература:
1. Учебно-методическое пособие «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ», Творческий Центр» Сфера», Москва 2005.
2.«Экологическое воспитание детей третий год жизни» С. Н. Николаева,
Издательский дом «Цветной мир», Москва 2020;
3. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок»,
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Издательский дом «Цветной мир», Москва 2019;
4. Перспективное планирование к образовательной программе «Теремок» третий год жизни Е. В. Петрова, Издательский дом «Цветной мир», Москва 2020.