Елена Борисова
Условия воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей к социальной действительности начиная с дошкольного возраста решался неоднозначно. Можно отметить, что прогрессивные деятели того времени [К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др. ] считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народном. Только при таких условиях подрастающий человек становится сыном своего народа.
Публикация «Условия воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Русские педагоги К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, а также Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности. Эта теория основывалась на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма. Отмечалось, что патриотизм носит классовый характер и его содержание определяется идеями правящего класса. Тем самым воспитание патриотизма, любви к Родине отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.
Любой житель планеты должен иметь свои корни, свою Родину, свою Землю, свою культуру, благодаря чему он ощущает свою самобытность, непохожесть на других. В то же время это придает ему уверенность, чувство защищенности.
Национальное через мезо- и микросреду начинает формировать, социализировать ребенка уже с рождения. Еще до того, как малыш начнет осознавать это влияние, оно, как писал К. Д. Ушинский, «с молоком матери» входит в ребенка с родным языком, с первыми песнями, с организацией быта и со всем укладом жизни. Ребенок исходно начинает принимать мир в той национальной «окраске», в которую попадает после рождения и в которой будет жить в дальнейшем. Взрослый наполняет предметное окружение детей объектами их национальной культуры. Разучивает песенки, потешки русского народа близкие и понятные дошкольникам по содержанию, играет с детьми в народные игры.
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон, для получения единого результата. В понятии патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент "обеспечивает" содержание, а поведенческий выполняет проверочно- диагностическую функцию. Если рассматривать патриотизм через понятия "отношения", можно выделить несколько направлений: отношение к природе родного края, родной страны; отношение к людям, населяющим страну; отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре. Каждое из этих направлений может стать содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми, и каждое внесёт свой вклад в социализацию личности ребёнка при условии учёта особенностей развития детей.
Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям определенных знаний о ней. Содержание знаний можно представить в нескольких направлениях. Ребёнок старшего дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, её главный город, столица, его родной город или село, каковы основные достопримечательности города или села, какова природа страны и того конкретного места, где он живет; какие люди по национальности, по личностным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляют собой искусство, традиции, обычаи его Родины. Такова схема содержания знаний о родной стране, на основе которых можно уже в дошкольном возрасте формировать действенное отношение к ней.
С. А. Козлова указывает на то, что у дошкольников постепенно складывается "образ собственного дома" с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство "родительского дома" ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие - то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы и др., то всё это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребёнка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого воспоминания свои, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям/
Задачей педагога и родителей заключается в том, чтобы подобных "тёплых" воспоминаний было у ребёнка больше. Привязанность к родному дому, желание беречь его, делать лучше, связаны и с тем, чтобы у ребёнка в семье были свои обязанности, чтобы его не освобождали из-за малых лет от общего труда, - это способствует укреплению "чувства семьи". Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечить им эмоциональный комфорт. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём долж- на быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребёнку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т. д.
Привязанность к детскому саду связана и с тем, как много знают дети о своём дошкольном учреждении, как они в нём ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Для этого воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками, в последующей беседе предлагает ребёнку рассказать воображаемому (реальному) гостю о том, какое помещение (музыкальный зал, бассейн, кабинет психолога, врача или просто вестибюль) больше всего ему нравиться, какие люди, какие занятия и др. Кроме того, дети должны знать, на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется, что находится с детским садом. Знания обогащают чувства детей, придают им основательность и смысл. Чувства и отношения становятся прочнее, если дети вкладывают свой труд (участвуют в озеленение участка, в убранстве здания к праздникам и др.)
Воспитание отношений к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональны и побуждать ребёнка к практической деятельности. Ещё при ознакомлении со странами мира дети видели на карте свою страну, слышали её название. Теперь воспитатель возвращает их к этой информации, но акцент делается на изучении родной страны.
Дети должны знать название столицы нашей Родины, её достопримечательности. Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. На современном этапе дошкольникам можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на её красоте и разнообразии, на её особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах. Ряд исследователей отмечают, что средством патриотического воспитания является искусство : музыка, художественные произведения, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Левитана, И. Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П. Чайковского, С. Прокофьева.
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представления о людях родной страны. В первую очередь, следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину - художников, композиторов, писателей, изобретателей, учёных, путешественников, врачей.
Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. Так, А. И. Мазаев пишет: «Праздник – наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры» [30, 120]. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом одни из них "приходят и уходят", а другие существуют веками, но в зависимости от политики государства могут отмечаться или не отмечаться всенародно. Как бы там ни было, в праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение, они помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
Средством патриотического воспитания служит деятельность детей. Деятельность может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям, и чтобы они охотно принимали в ней участие. Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребёнку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное, даже сказанное вскользь слово может разрушить многое. Поэтому воспитателю стоит задуматься над своим чувством любви к Родине. Мы считаем, что одним из главных условий воспитания у детей любви к Родине, воспитания чувств гражданственности является сохранение и поддержание семейных традиций, использование в педагогическом процессе ДОУ народного фольклора, народных праздников и обрядов. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.