Юлия Ленченко
Условия реализации инклюзивного подхода в дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна в настоящее время, так как в последнее время наполняемость дошкольных учреждений детьми с особыми образовательными потребностями значительно изменилась: увеличение роста численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К категории лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся:
Публикация «Условия реализации инклюзивного подхода в дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
•дети с нарушениями слуха;
•дети с нарушениями зрения;
•дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
•дети с задержкой психического развития;
•дети с нарушением интеллекта;
•дети с расстройствами аутистического спектра;
•дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
В условиях усовершенствования системы образования для детей с особыми образовательными потребностями подходит инклюзивное образование, развивающееся в рамках государственной подпрограммы «Доступная среда» и обеспечивающая в последующем успешную реабилитацию детей с ОВЗ.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, основное направление инклюзивного образования – освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Для того чтобы организовать инклюзивное образование в дошкольном учреждении, необходимо:
- создать развивающую образовательную среду;
- грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей;
- участие квалифицированных специалистов (логопедов, дефектологов, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, психолога и др.) в комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для того чтобы дошкольное образование было готово к успешной интеграции детей, необходимо, наряду с общеразвивающими группами, создавать больше компенсирующих для детей с ОВЗ и логопедических групп для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). К тяжелым нарушениям речи относятся афазия, заикание, моторная и сенсорная алалия, в том числе и дизартрия.
Так, например, для детей с дизартрией характерно ограничение и обедненность словаря, стойкие аграмматизмы, полиморфные нарушения звукопроизношения, нарушения иннервации мышц органов артикуляции, нарушения просодических компонентов, снижен уровень слуховой памяти, внимания и запоминания, не сформированы или находятся в начальной стадии формирования навыки коммуникации, затруднения в формировании устной и письменной речи, что в последующем может привести к снижению потребности в общении, негативно отразится на формировании самооценки и поведении ребенка или приведет к школьной дезодаптации. Таким детям требуется комплексная психолого-педагогическая помощь.
Для успешной реализации инклюзивный подход к детям с ТНР, необходимо не только выполнить все те условия, которые были описаны выше, но адаптировать образовательную программу.
Адаптированная образовательная программа (АОП) – это образовательная программа, которая адаптирована для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, которая учитывает особенности, как психофизического развития, так и особенности образовательных способностей, индивидуальных возможностей, и которая обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Структура АОП для детей с ТНР должна соответствовать основной цели их образования, которая заключается во включении детей с ТНР в образовательное пространство, ориентированное на нормальное развитие. Программа должна быть составлена при участии родителей и должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ТНР, а так же оказание помощи детям в освоении образовательной программы.
Адаптированная программа нацелена на создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающие особые образовательные потребности детей с ТНР через индивидуальный подход в образовательном процессе. Реализовывается программа с непосредственной взаимосвязью коррекционных специалистов, детей и, конечно же, их родителей. Вовлечение родителей в процесс обучения способствует достижению положительных результатов. Только при таком тесном взаимодействии можно говорить об успешной интеграции ребенка в общество нормально развивающихся сверстников и успешной реализации адаптированной программы.
Таким образом, весь процесс обучения и воспитания должен основываться с учетом индивидуальных особенностей детей, это поспособствует успешной социализации, адаптации и интеграции воспитанников, а так же при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Интеграция детей с ТНР в общество нормально развивающихся сверстников будет условием успешного развития и социализации.