Татьяна Сунко
Условия развития художественно-творческих способностей детей предшкольного возраста в процессе работы с бросовым материалом
▼ Скачать + Заказать документы
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Воспитатель : Сунко Т. А.
В условиях непрерывного реформирования всей системы образования, способность неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость и ценность. Одним из условий формирования активной жизненной позиции личности подрастающего поколения является творческий подход к делу. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий.
Публикация «Условия развития художественно-творческих способностей детей предшкольного возраста в процессе работы с бросовым материалом» размещена в разделах
Периодом наиболее интенсивного развития творческих способностей признан именно дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир и развиваться. Ребенок, который не просто усвоил программу детского сада, а дошкольник, способный к её творческому переосмыслению – вот, что требует современное общество.
Изучением творческих способностей детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и ученые, как О. М. Дьяченко, Г. Н. Кудина, З. Н. Новолянская, Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко, Д. Б. Эльконин, А. М. Матюшкина и другие. Исследованиями по проблеме развития художественно-творческих способностей в отечественной науке занимались искусствоведы – А. В. Бакушинский; психологи – Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, В. С. Мухина, О. М. Дьяченко Б. М. Теплов; педагоги – Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Е. И. Игнатьев, Т. Г. Казакова, Е. А. Флерина, Г. В. Лабунская, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, В. А. Езикеева и другие.
Понятие «творчество» охватывает все формы создания и проявления нового на фоне существующего, стандартного, и критерием, его определяющим является уникальность результата творчества [1].
Большинство исследователей трактует «творчество» как ступень развития возможностей человека или его потенциал (Г. С. Альтшуллер, А. В. Хуторской, А. И. Савенков и другие).
Творчество – сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни [2, с. 11].
Важную роль в развитии детского художественного творчества играет изобразительное искусство, произведения которого, как показали исследования Т. С. Комаровой, Е. В. Лебедевой, P.M. Чумичевой, Е. В. Гончаровой, О. О. Дроновой, Н. М. Зубаревой, Н. Б. Халезовой, доступны детям дошкольного возраста. В процессе восприятия искусства у них развиваются наблюдательность, представление, воображение, понимание средств художественной выразительности [2, с. 68].
На основе анализа проводимых исследований можно выделить ряд свойств, качеств, без которых невозможно создание художественно-выразительного образа и которые, следовательно, можно отнести к категории «способностей к изобразительной деятельности», а именно к художественно-творческим способностям. Эти способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности.
1. Способность образного видения окружающего (умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта, воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т. п.). Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира – высший уровень развития этой способности.
2. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.
3. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.
4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.
Выделенные выше художественно-творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве или качество способов действий.
Таким образом, при всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению (художественно-творческие способности).
Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. В мире назревает экологическая катастрофа из-за того, что резко возросло количество выбрасываемого мусора. Применение бросового материала в творческой деятельности детей поможет частично решить экологическую проблему. Большие возможности для развития творческих художественных способностей заложено в продуктивной деятельности, а именно в создании разнообразных поделок из бросового материала.
Бросовый материал – это пластиковые бутылки и использованные один (или даже не один) раз коробки, коробки от печенья, чая, упаковки от шампуней, одноразовые стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, капсулы от киндер-сюрпризов, отработанные автомобильные покрышки, втулки от клейкой ленты и туалетной бумаги, пластиковые крышечки, железные банки напитков, старые газеты, опилки и т. д. Данное перечисление можно продолжать бесконечно. Можно считать, что бросовый материал – это кладовая для развития детского творчества.
Создание поделок из бросового материла отличный способ показать детям, как можно из уже отработанных вещей, не выбрасывая, не засоряя природу, самостоятельно создать что-то новое и интересное – игрушку, поделку или полезную для дома вещь.
Все вышеизложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого развития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их развития.
Анализ исследований ученых по данной проблеме позволил выделить условия успешного развития художественно-творческих способностей детей в процессе работы с бросовым материалом.
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Раннее знакомство с различными материалами и инструментами для ручного труда.
3. Организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
4. Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в длительности занятий одним делом (ненавязчивая, разумная, доброжелательная помощь взрослых).
5. Организация взрослыми атмосферы творчества и формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были восприняты ребенком.
6. Мотивация и стимулирование к выполнению творческого задания, предоставление самостоятельности.
Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.
Подводя итог всему вышесказанному, можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Детское творчество по своей сути – подлинное, только находится в начальной стадии своего развития. Один из способов развития детского творчества – это ручной труд. В процессе ручного труда происходит развитие мышления (обобщение, анализ, синтез, осуществляется умственное, нравственное, трудовое воспитание, формируются ценные качества личности, формируется воображение.
Работа с бросовым материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков.
Таким образом, работа по изготовлению поделок, научит детей не только бережно относиться к окружающей среде, сформирует навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения поделки, но и позволит им проявить творчество, творческие способности при стремлении достичь качественных результатов в своей работе.
Литература
1. Петровский В. А. Личность в психологии. – Ростов-н/ Д: Мысль, 1996. – 142 с.
2. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО / Е. А. Дубровская, Гриценко З. А., И. Н. Курочкина, Н. Б. Остроухова, Н. Н. Юрина, С. А. Козлова, Т. Г. Казакова, Ю. С. Куликова. – М. : Юрайт, 2016. – 186 с.