Татьяна Пирожкова
Условия прочного и сознательного усвоения счета детьми в образовательной деятельности в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Основным принципом педагогики является принцип сознательности. Сознательное усвоение счета ребенком дошкольного возраста имеет свои отличительные черты: отражение в сознании ребенка отдельных предметов и их совокупности должно протекать ярко, четко, весомо, зримо, для чего все органы чувств ребенка используются в процессе первоначального восприятия числа. Формирование понятий «много», «мало», «сколько» должно быть связано по возможности с удовлетворением жизненно-необходимых потребностей ребенка.
Публикация «Условия прочного и сознательного усвоения счета детьми в образовательной деятельности в рамках ФГОС» размещена в разделах
Например, Коле дали пять конфет, а Ване – одну. Ваня насупился и не берет. На вопрос воспитателя: «Почему ты не ешь свою конфету?» Ваня обиженно говорит: «Мне дали мало, а Коле много». «Сколько же тебе еще дать конфет?» Ваня, не умея считать, поднимает и показывает четыре пальца. Ваня правильно сопоставил количество поднятых пальцев с количеством недостающих конфет.
Второй пример. Дети строят самолет. Не хватает десяти брусков. Коля, инициатор стройки, подсчитывает и предлагает двум друзьям принести нужное количество брусков. В творческих играх, в конструктивной деятельности, в играх с правилами – во всех видах образовательной деятельности детей очень часто возникают жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых может быть осуществлено только путем счета.
Ребенок из окружающих его предметов выбирает яркие, красивые, динамичные. Следовательно, первоначальное восприятие числа ребенком должно проходить на предметах ярких, интересных, динамичных.
Здоровый ребенок не мыслим вне деятельности. Сознание его формируется интенсивнее в процессе деятельности, в силу этого необходимо включение разнообразных предметов счета в деятельность ребенка.
Внимание трехлетнего ребенка – непроизвольное, интересы неустойчивые; они гаснут так же быстро, как и возникают. В период первоначального восприятия числа необходимо всячески поддерживать интерес у ребенка к счету. Для этого в занятиях по счету мы максимально использовали предметный счет.
Дети мыслят конкретно, образами, и чем больше чувственных объектов будет дано детям для восприятия, чем больше органов чувств будет принимать участие в восприятии тех или иных предметов, тем точнее будут представления детей о числе, тем прочнее будет знание числа. В момент восприятия нового числа мускульно-осязательное ощущение должны доминировать над всеми другими.
Важным условием успешного обучения детей счету является эмоциональная, динамическая подача детям материала. Будет ли то образовательная деятельность, или дидактическая игра, ее организация и подача материала должны вызывать у детей положительные эмоции, желание считать.
Эти чувства пробудят в ребенке интерес к образовательной деятельности, который станет основой в развитии устойчивого произвольного внимания, как необходимого условия для успешного ученья в школе.
Сколько бы ни отводилось времени для усвоения программного материала, но если не удалось заинтересовать ребенка и тем самым вызвать у него желание считать, нельзя достигнуть положительных результатов в сознании ребенком числа. Помня это, мы вносили в свою образовательную деятельность с детьми такой наглядный материал, который заинтересовал бы ребенка и активизировал его.
Темп каждой образовательной деятельности должен соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям детей. Восприятие числа протекает у разных детей по-разному: одни дети воспринимают быстрее, другие медленнее. Учитывая это обстоятельство, мы всегда вели работу с детьми неторопливо : медленно говорили, не спеша показывали, не торопили детей выполнить то или иное задание. Отсутствие поспешности в работе создавало спокойную обстановку, которая способствовала хорошему усвоению детьми программного материала. Такой темп образовательной деятельности давал возможность нам проверить, как дошло до сознания ребенка данное нами указание. Обязанность воспитателя руководить работой так, чтобы все дети успевали выполнить его задание; в противном случае ребенок, не усвоив полученных знаний, начнет отставать.
И, наконец, при усвоении чисел необходимо каждому ребенку дать такой счетный материал, который обеспечил бы всем детям одновременную деятельность, активизируя тем самым внимание детей и обязывая их к самостоятельному выполнению задания.
Создание всех этих условий приведет к прочному и осознанному усвоению чисел первого десятка.