Елена Шувалова
Условия организации инклюзивного обучения детей в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В статье описаны необходимые условия для организации инклюзивного обучения детей в образовательных организациях. Перечислены требования, задачи и условия необходимые для организации инклюзивного обучения в образовательном учреждении.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная среда, потребности, образовательное пространство, организационное обеспечение, коррекционная программа, адаптированная образовательная программа.
Публикация «Условия организации инклюзивного обучения детей в образовательной организации» размещена в разделах
Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой образовательной среды, которая должна соответствовать образовательным потребностям всех детей, включенных в образовательное пространство образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого изменения.
Все необходимые условия организации инклюзивного обучения детей в образовательной организации можно разделить на :
организационное обеспечение
материально-техническое обеспечение
организационно-педагогические условия
программно-методическое обеспечение образовательного процесса
психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей
кадровое обеспечение
В обобщенном виде организационное обеспечение, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, прежде всего, базируются на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать договор с родителями (законными представителями, где будут фиксированы права и обязанности всех участников образовательного процесса. В нем должны быть предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования. Так же должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны «внешних» социальных партнеров – территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, ресурсного центра на уровне муниципалитета, округа и т. д. по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями необходимо построить отношения на основе договора. Реализация этого общего условия позволит обеспечить для ребенка адекватный при его возможностях образовательный маршрут, максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности. При организации обучения, определенной категории детей, особенно важным является организация питания и медицинского сопровождения.
Финансово-экономические условия. Эти условия должны обеспечить достижения планируемых в индивидуальном образовательном плане результатов.
Информационное обеспечение. Оно включает в себя совокупность технологических средств, культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач в обучении, а также наличие служб поддержки в образовательной организации.
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечить соблюдение:
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в учреждении
Обеспечение возможности для беспрепятственного доступа детей с особыми образовательными потребностями к объектам инфраструктуры образовательного учреждения
Соблюдение норм санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей
Обеспечение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей детей с особыми образовательными потребностями
Обеспечение пожарной и электробезопасности и проч.
Условия организационно-педагогические ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательной организации, реализующего инклюзивную практику. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников.
Программно- методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в следующих документах:
программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы;
адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Коррекционная программа должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Адаптированная образовательная программа- это образовательная программа, адаптированная для ребенка с ОВЗ, разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной образовательной программы и в соответствии с особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
В рамках реализации АОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, научно методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.
Необходимо обеспечить так же комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа. Для этого надо предусмотреть:
• в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;
• организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку Адаптированной образовательной программы;
• организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;
• привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.
К кадровым условиям реализации образовательного процесса при инклюзии предъявляются особые требования:
— укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
— уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
— непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии;
— включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ.
При поступлении в общеобразовательную школу ребенка с ограниченными возможностями здоровья определенной категории: (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т. д.) обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме. В системе образования должны быть созданы условия для обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.
Основным механизмом создания специальных условий является деятельность администрации и работа междисциплинарной команды.
Библиографический список
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1087 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] : https://fgosvo.ru/news/1/1426 (дата обращения 04.01.2018).
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 № «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс] : https://vecherkasuhoylo.ucoz.ru/ege2013/prikaz_19_12_2014_1599.pdf(дата обращения 04.01.2018).
3. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» (подготовлен Минтрудом России 15.09.2016) [Электронный ресурс] :https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56583936/#ixzz53Igf4ZCmhttps://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56583936/(дата обращения 05.01.2018).
4. Горбунова С. Г. Инклюзивное образование : риски и задачи // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 540-542. — URL https://moluch.ru/archive/147/41271/ (дата обращения : 03.03.2019).
5. Скрябина Д. Ю., Корлякова Я. Е. Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23641 (дата обращения : 03.03.2019).
6. Тихомирова Л. Ф. Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления Текст // Ярославский педагогический вестник,2013. – № 2. – С. 78-82.