галина полякова
Условия организации и проведения музыкальных занятий для детей с ОВЗ, методы и приемы музыкального воспитания и обучения
▼ Скачать + Заказать документы
При организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических образовательных потребностей, возникающих у детей из-за нарушения. Как и все другие занятия в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида, музыкальные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности.
Публикация «Условия организации и проведения музыкальных занятий для детей с ОВЗ, методы и приемы музыкального воспитания и обучения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
«В связи с этим при организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических образовательных потребностей, возникающих у детей из-за нарушения. В процессе организации и проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами важно:
-учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
-применять индивидуально-педагогический подход к каждому ребенку в связи с организацией коррекционно-педагогического процесса;
-использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка».[Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с. ]
Для активизации детей и усиления эмоционального впечатления от музыки на занятиях следует применять игровые, наглядно – слуховые, наглядно – зрительные приемы : мягкую игрушку (бибабо, художественные иллюстрации и репродукции в мультимедийном варианте, наглядно – дидактический и поэтический материал, музыкальные инструменты). Это способствует эмоциональному развитию детей, а также речи, фантазии, воображения, творческих проявлений.
В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение. Однако, чтобы ребенок с ОВЗ научился ее слышать и понимать, педагог-музыкант должен применять целый комплекс методов и приемов, специально направленных на решение задач музыкального развития и реализацию спланированного коррекционно-развивающего педагогического процесса. В целом, у детей совершенствуются эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, возрастает активность восприятия, формируется музыкально- слушательская культура.
Одним из самых главных условий успешной работы с детьми является индивидуальный подход к ребенку. Следует уделять время каждому и никогда не принуждать его к действию. Педагог может увлечь ребенка с помощью выразительной интонации голоса (изменения ее во время беседы или пояснения, мимики, жеста, тактильных прикосновений). Это помогает усилить или ослабить эмоциональные проявления ребенка. А взаимодействие детей с яркими куклами, сказочными персонажами, «живыми игрушками» в исполнении взрослых просто необходимо!
Для достижения оптимальных результатов музыкальным руководителем организовывается музыкальная деятельность, в которой равномерно распределяется психофизическая нагрузка, и проводится, в основном, по следующей схеме:
приветствие;
музыкально-ритмическая разминка;
упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений;
слушание музыки;
игра на детских музыкальных инструментах;
танцы, хороводы;
подвижная игра, прощание.
Также положительного результата на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ можно достичь при следующих условиях :
- Занятия должны быть динамичными и эмоционально насыщенными;
- Необходим индивидуальный поход к ребенку (называть по имени, смотря в глаза).;
- Использование наглядных приемов в сочетании с практическими. (повтор, упражнения);
- Тщательный подход к подбору детского репертуара;
- Необходимо поощрять детей (словом, жестом, улыбкой, прикосновением);
Соблюдение всех этих условий сделает музыкальные занятия
увлекательными и самыми желанными для ребенка