Приложение МААМ

Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации

Кристина Чайкина
Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Речь в статье пойдет об особенностях организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению таких ученых как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Публикация «Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Доктор психологических наук В. А. Ясвин говорит, что среда человека охватывает комплекс природных и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие.

Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук Светланы Леонидовны Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка», следовательно, предметно-пространственная среда – это составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Важнейшие требования к РППС заключаются в том, что она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся, потому как «застывшая» предметная среда не может выполнять своей развивающей функцией в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. Вместе с тем определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования.

В соответствии с ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного эта-па, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

- создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей.

При организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для детей младшего дошкольного возраста важным является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении, то есть необходимо предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающим к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день. В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.

Развивающая среда должна выступать как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое. Очень важно учитывать особенности развития всех видов детской деятельности. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого.

Список литературы

1. Артамонова О., Предметно–пространственная развивающая среда : ее роль в развитии личности. – М. :Просвещение,1995.

2. Петровский В. А., Кларина Л. Н., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003.

3. Новоселова С. Л. Разевающая и предметная среда. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов в развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М., 1995.

4. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. – М. : Смысл, 2001.

5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3–е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – синтез, 2015.

Публикации по теме:

Особенности организации развивающей среды для развития математических представлений у детей разного возраста В связи с внедрением ФГОС важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и.

Консультация  «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» «Все дети думают, чувствуют и видят по-своему» Ж. -ж. Руссо Общие закономерности. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия.

Особенности словарной работы в разных возрастных группах детского сада Задачи словарной работы 1. Обогащение словаря (новыми словами) 2. Закрепление и уточнение словаря (понимание слов и соотнесение с объектами.

Особенности управления персоналом в дошкольной образовательной организации Изменения, которые сегодня происходят в системе общего образования, обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию.

Презентация «Требования к организации работы по ФЭМП в разных возрастных группах» НОД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей строится с учетом общедидактических принципов: научности, системности.

Требования к организации работы по ОО «Математические представления» в разных возрастных группах Требования к организации работы по ОО «Познавательное развитие. Математические представления» в разных возрастных группах. НОД. Структура.

Экологическая тропинка как эффективная практика создания эколого-развивающей среды в дошкольной образовательной организации «Экологическая тропинка как эффективная практика создания эколого-развивающей среды в дошкольной образовательной организации». На современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 16:00
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Чайкина (УИ 1713172) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД