Кристина Чайкина
Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Речь в статье пойдет об особенностях организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации.
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению таких ученых как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Публикация «Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Доктор психологических наук В. А. Ясвин говорит, что среда человека охватывает комплекс природных и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие.
Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук Светланы Леонидовны Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка», следовательно, предметно-пространственная среда – это составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Важнейшие требования к РППС заключаются в том, что она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся, потому как «застывшая» предметная среда не может выполнять своей развивающей функцией в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. Вместе с тем определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования.
В соответствии с ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного эта-па, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей.
При организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Для детей младшего дошкольного возраста важным является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении, то есть необходимо предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающим к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день. В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Развивающая среда должна выступать как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое. Очень важно учитывать особенности развития всех видов детской деятельности. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого.
Список литературы
1. Артамонова О., Предметно–пространственная развивающая среда : ее роль в развитии личности. – М. :Просвещение,1995.
2. Петровский В. А., Кларина Л. Н., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003.
3. Новоселова С. Л. Разевающая и предметная среда. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов в развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М., 1995.
4. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. – М. : Смысл, 2001.
5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3–е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – синтез, 2015.