Марина Иванова
Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Вспитание в дшкольной рганизации имеет мнг преимуществ перед воспитанием в семье, осбенно, если ребенк единственный. В шкле и в всей дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в кллективе, считаться с сбенностями характера и поведения других людей, сдерживать сви эмции дети, псещающие детский сад, с раннего возраста учатся самстятельности, самбслуживанию, прибщают гигиенические навыки.
Кгда малыш тделяется т семьи и идет в детский сад, он ппадает в нвые для него услвия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, характер бщения и пэтому прблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей [1, с. 43].
Публикация «Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Адаптация - прцесс развития приспсбительных реакций организма в твет на нвые для нег услвия. Целью этго прцесса является адекватне реагирование на клебания разных фактров внешней среды. Правильне вспитание увеличивает спсобность детского рганизма целесбразно реагирвать на изменение кружения. Благприятные бытовые услвия, сблюдение режима питания, сна, спкойные взаимтношения членов семьи и мнгое другое - все это не тлько полезно для здровья, н и является сновой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. От тго, насколько ребенк подготовлен в семье к переходу в детске учреждение, зависит и течение адаптационнго периода, и его дальнейшее развитие [2, с. 78].
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития [3, с. 145].
Детский сад – это первый вне семейный институт, первая воспитательная организация, с которым вступают в контакт дети. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым
взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и
благополучное существование в детском саду и в семье [3, с. 34].
Чтбы перид адаптации детей прходил легче, небходима
прфессиональная пмощь семье. На пмощь семье должен прийти детский
сад. Детский сад должен стать «ткрытым» по всем вопрсам развития и
воспитания. Понятие адаптации мнгоаспектн [4, с. 35].
Адаптация пределяется прежде всег как медико-педагогическая
прблема, решение ктрой требует создания услвий, удвлетворяющих
потребнсти детей в бщении, теснго взаимдействия между семьёй и
бщественным вспитанием, хршего медицинскго бслуживания детей и
правильной рганизации вспитательного процесса. Адаптация включает
мнжество индивидуальных реакций, характер котрых зависит от
психофизиологических и личностных собенностей ребенка, от сложившихся
семейных отншений, от состояния здровья ребенка [4, с. 56].
Длительность перида адаптации зависит т мнгих причин:
- т осбенностей высшей нервной деятельности и взраста ребенка;
- т наличия или отсутствия предшествующей тренировки ег нервнй
системы;
- т сстояния здровья;
- т резкго кнтраста между обстановкой, в которой ребенок привык
находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания [5, с. 19].
С приходом в детский сад у малыша начинается новый этап в его
жизни. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к
незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое
развитие, дальнейшее благополучие существования в детском саду и в семье.
К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно.
Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и
взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки,
от которых он уже избавился. Например, снова начинает сосать палец, грызть
ногти. Отчего же возникает такое поведение? Дело в том, что в период
адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка,
переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся
определенного режима: укладывания, кормления и т. д., а так же стереотипов
общения. Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни
ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его
поведение. Стереотипы помогают ребенку действовать, не задумываясь, не
тратя лишней энергии. При поступлении в детский сад малыш не только
расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в
ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может
вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже
серьезных заболеваний.
К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на
уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед
приходом ребенка в сад максимально приблизить домашний режим дня к
режиму дошкольной организации [2, с. 23].
Существует три фазы адаптационного процесса.
1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению
веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению
аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2. Подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка,
то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным
параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического,
по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.
3. Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и
дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в
развитии [6, с. 59].
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы
адаптационного периода :
- легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней;
ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в
коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного
учреждения;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца,
ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное
заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет,
теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и
психическое истощение организма [3, с. 149].
Период адаптации ребенка к детскому саду с психологической точки
зрения является своеобразным испытанием и для ребенка и для его
родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, отрыв от
матери. Необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с
которым он тратит свой потенциал. Самим родителям также необходимо
приспособиться к новой обстановке, освоить новые социальные отношения,
связанные с переходом ребенка в детское образовательное учреждение.
Семья в период адаптации ребенка к детскому саду переживает один из
закономерных семейных кризисов, задачей которого является оказание
помощи ребенку в адаптации к новым социальным условиям, для чего им
самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга,
поэтому родителям необходимо начать подготовку к детскому саду заранее:
1. Решение о посещении детского сада принимается семьей примерно
за год до момента приема ребенка в детский сад. Именно столько времени
необходимо, чтобы родители узнали о детском саде, куда планируют отдать
ребенка и у ребенка сформировать важные навыки необходимые для того,
чтобы влиться в детский коллектив
2. Создать благоприятную среду, в которой бы ребенок привыкал,
свыкался с мыслью, что он скоро пойдет в детский сад.
3. Больше всех в семье тревожится и переживает отрыв ребенка от
семьи мама, а ребенок, имея с матерью тесную генетическую связь, тонко
чувствует состояние мамы, поэтому маме необходимо настроиться на
кратковременное расставание с малышом и представлять себе не «страшные
картинки», а самые «радужные» картинки адаптации своего малыша, если
она систематически приучает ребенка выполнять элементарные
самостоятельные навыки [1, с. 78].
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий
родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу
воспитателям следует установить контакт с семьей. Задача воспитателя
успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения,
показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет
заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как
облегчить период адаптации. В свою очередь родители должны внимательно
прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его
консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие,
доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями,
он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке [4, с. 123].
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни
младшего дошкольника в дошкольной организации, которая приводила бы к
наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым
условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому
саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Таким образом, первая
часть данной работы ставит своей задачей помочь руководителям
дошкольных организаций, воспитателям, детским психологам в организации
адаптационного периода, дает практические рекомендации, описание
занятий, сценарии, призванные облегчить эту сложную, кропотливую работу
на первоначальном этапе [1, с. 67]
Список использованных источников
1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду : метод. пособие / Н.
В. Аванесова. – М. : Просвещение, 2007. – 176 с.
2. Айгазинова, Б. Ш. Обеспечение успешной социальной адаптации дошкольников
через внедрение в практику работы ДОУ элементов песочной игротерапии / Б. Ш.
Айгазинова // Наука и образование : новое время. – 2015. – № 3 (8). – С. 225–227.
3. Айсина, Р. М. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. М. Айсина //
Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – С. 49–52.
4. Алямовская, В. Г. Ясли – это серьезно / В. Г. Алямовская. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС,
2009. – 250 с.
5. Астратова, О. А. Развитие игровой деятельности у ребенка раннего возраста / О.
А. Астратова // Дошкольное образование. – 2012. – № 3(2). – С. 45-47.
6. Баруздин, С. А. Твои друзья – мои товарищи. Стихи, рассказы, повести / С. А.
Баруздин. – М. : Детская литература, 1967. – 57 с.