Валентина Колдаева
Технология организации экологического развития детей 4–5 лет в процессе организации «Огорода на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективным методом при экологическом развитии детей является организация «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы. Экологическое пространство – это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.
Публикация «Технология организации экологического развития детей 4–5 лет в процессе организации „Огорода на окне“» размещена в разделах
- Огороды на подоконнике
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.
Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Одним из видов такого уголка природы является мини-огород или «огород на окне».
Мини-огород на окне – лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок – витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток.
На мини-огороде воспитатели с детьми выращивают разные растения. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь живого существа со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода взросления неодинакова – она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Этообстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми эти явления на примерах некоторых растений.
В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду, а также зелень для подкормки обитателей уголка природы. В весенне-летнее время предоставляется возможность выращивать огородные культуры на участке детского сада. Любой из вариантов подходит для того, чтобы тщательно проследить рост и развитие одной однолетней культуры – последовательные стадии онтогенеза и соответствующие им условия внешней среды.
Наиболее подходящими для этой цели являются растения, имеющие крупные семена: огородная или декоративная фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и др. Крупные семена этих растений быстро и зримо видоизменяются на первой стадии – стадии прорастания. Они набухают, увеличиваются в размере, у них лопается кожица, появляется толстый белый росток (корешок). Все это происходит в течение нескольких дней и обязательно при определенных внешних условиях – наличии влаги и тепла. Питательные вещества имеются в самих семядолях, семя прорастает за счет их расходования.
Вторая стадия развития – это стадия вегетативного роста, во время которой интенсивно растет зеленая масса: стебель и листья. В этот период развития необходим весь комплекс факторов внешней среды: влага, питательные вещества, свет, тепло, воздух. Следующие две стадии онтогенеза – это стадии цветения и плодоношения, т. е. появления новых органов растения – сначала цветов, а затем семян или плодов с семенами.
С детьми среднего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является огурец. Он имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения – быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы, вкусные плоды; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно). Недостаток один – довольно большая протяженность всего периода роста и развития от семечка до огурца.
Последовательные наблюдения за огурцом составляют цикл, содержание которого – изменения растущего и развивающегося растения во взаимосвязи со средой обитания. Спецификой такого цикла являются следующие моменты: оптимальный временной промежуток между наблюдениями (в случае с огурцом – две недели) и обязательная фиксация в календаре как самого растения, так и условий, при которых оно растет. Учитывая, что содержание наблюдений всегда одно и то же (состояние растения, изменения в его облике, их построение может быть одинаковым, т. е. включать один и тот же набор вопросов. Например, каждое наблюдение за огурцом может проходить по следующей схеме:
- Что перед вами?
- Прошло две недели – изменился ли огурец?
- Что у него изменилось – стебли, листья или еще что-то? Какими они стали?
- Почему изменилось растение?
- В каких условиях рос огурец это время?
На каждой стадии развития растения воспитатель обращает внимание детей на появление новых органов у него и на необходимость изменения условий его жизненной среды (большего, чем раньше, полива, опрыскивания, подкормки и пр.).
Цикл наблюдений за ростом и развитием может быть построен и на примере других растений: редисе (быстро растет, но корнеплод находится в земле, его не видно, томате (интересное растение, но имеет мелкие семена, долгий период развития и сложную агротехнику). Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке. В этом случае наблюдения ведутся за ростом корней и листьев. Однако яркие преобразования (этапы развития) в облике растения отсутствуют, так как изменения отражают лишь процесс его роста. Это же относится и к жизненной среде луковицы – она не меняется, вода, свет, тепло остаются постоянными. Его не надо подкармливать: зеленые перья получают питательные вещества от самой луковицы, от чего она как бы «худеет». Эта особенность выращивания лука оборачивается достоинством – все этапы его роста легко рисовать.
Итак, на современном этапе существует множество разнообразных и эффективных методов и форм работы, с помощью которых происходит экологическое развитие дошкольника. Эффективным методом при экологическом развитии детей является организация уголка природы для проведения разнообразной педагогической работы. Одним из видов такого уголка природы является мини-огород или «огород на окне». Главная особенность и преимущество «огорода на окне» – непосредственная близость его к детям. Это позволяет воспитателю использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Организация мини-огорода на окне является эффективным средством экологического развития дошкольников, поскольку в процессе организации такого «огорода» осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности ребенка. В общении с растениями формируются основы понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства.