Елена Машенцева
Логопедическое занятие-викторина с использованием ИКТ «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок
учителя-логопеда Машенцевой Елены Геннадьевны
Тема: «Зимушка-зима. Зимние забавы детей».
Подготовительный класс
Тип урока: урок с элементами викторины.
Цель: расширить и уточнить представление детей о зиме и зимних забавах.
Задачи:
1) Обучающие:
- Прививать любовь к русской природе.
- Изучать народные приметы (пословицы, поговорки о зиме)
- Развивать видение во всём, что нас окружает.
- Развивать умение получать информацию из различных источников.
2) Воспитательные:
Публикация «Логопедическое занятие-викторина с использованием ИКТ „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Зима
- Зима. Викторины, интеллектуальные игры
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2016
- Воспитывать экологическое мышление.
- Воспитывать чувства сотрудничества.
-Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
3) Коррекционно -развивающие:
- Расширение представлений об окружающем мире через сопоставление и сравнение.
- Создание условий для постижения учащимися новых понятий и умения доказывать представленную гипотезу.
- Развивать речь учащихся.
- Развивать самостоятельность.
Межпредметные связи:
- развитие речи
- чтение
- конструирование.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Зимушка-зима. Зимние забавы»
2. Картины о зиме, плакат «Зима. Зимние развлечения детей».
3. Раздаточный материал для учащихся: детали снеговиков, снежинки, сделанные из ватных дисков для дыхательной гимнастики.
Ход урока:
I. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика (1мин.)
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Введение в тему. 1 и 2 слайд загадка о зиме:
Загадка:
Назовите-ка, ребятки,
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
Снегопады и метели
На наш Славянск налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
В гости к нам пришла… (Зима)
- Тема нашего урока сегодня: «Зимушка-зима. Зимние забавы детей».
- Сегодня мы будем говорить о зимних месяцах и о зимних забавах. И вы покажите свои знания, а еще мы немного поиграем. Что же такое зима?
Зима – это особое время года. Все становится вокруг белым, чистым, искрящимся, все изменяется, как в сказке.
Народная мудрость гласит: «Зима – владыка трех месяцев». Словно верные стражники стоят эти три брата на охране ее покоя.
А все ли мы знаем о зимних месяцах?
III. Работа по теме урока. (20мин.)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль).
1) Загадка о декабре: 3 слайд
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
(Декабрь)
Декабрь-год кончает, зиму начинает
2) Беседа о декабре.
Первый месяц зимы – непростой месяц. Морозы часто сменяются глубокими оттепелями. У древних римлян декабрь был десятым месяцем в году и назывался децембер (от латинского слова «децем» - десять). Древнерусское название: декабрь - студень (стынет всё от морозов). Самые холодные деньки на его долю выпали. Не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь.
Существует много примет декабря:
- в декабре мороз нарастает, зато день убывает.
- в конце декабря солнце на лето, зима на мороз
поворачивает.
- в декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует,
кружит, мутит, рвёт, метёт.
3) Загадка о январе: 4 слайд
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету.
Что за месяц это? (Январь)
Месяц январь – зимы государь!
4) Беседа о январе.
Продолжает зиму и начинает новый год - январь. На хвойных деревьях начинают постройку гнёзд клесты. Сбрасывают рога лось и благородный олень. Впадает в спячку ёрш, нерестится налим.
Есть у этого месяца древнее имя – «Просинец». Так как небо в январе проясняется, показывает свою синеву.
К 25 января, который в народе называют Татьяной Крещенской, день прибывает на «воробьиный скок»,т. е. на чуть-чуть. Но люди всегда радовались прибавлению света.
Народные приметы:
В январе снег глубок – хлеб хорош.
Снег на Крещенье надует – хлеба прибудет.
Снег на Татьянин день – летом быть дождичку.
5) Загадка о феврале. 5 слайд
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз селён,
Днём капели слышен звон
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(февраль)
Вьюги да метели под февраль полетели.
6) Беседа о феврале.
Февраль имея только 28 дней в обычном году, является единственным месяцем, который может пройти без единого полнолуния.
Раз в четыре года февраль имеет 29 дней.
Февраль - самый снежный месяц и потому называли его в старину «Снежень». Переменчив этот месяц. Он дружит с метелями, буранами. Обратимся к народным пословицам:
Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.
У февраля два друга – метель, да вьюга.
Февраль – последний месяц зимы. Дни становятся длиннее и длиннее. Солнышко светит да не греет. В конце февраля чувствуются признаки наступающей весны. Заметно прибавляется день, как говорится в народе «на лошадиный шаг».
7) Элементы викторины.
Отгадай по пословице какой это месяц.
8). Игра: «Слова на зимнюю тему». 6 слайд
- Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему».
(Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, солнце, сосульки, снежинки).
9).Артикуляционная гимнастика. «Подуй на снежинку». 7 слайд
(Упражнения для выработки правильного выдоха).
Загадки о ветре и вьюге:
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок - мой младший брат -
Мне всегда бывает рад.
Метель, пурга, вьюга,
Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поет да свищет.
Кто зимой в трубе гудит?
Ветер
- Ребята, зимой часто дует ветер и воет вьюга.
- А к нам на ладошку упала снежинка, давайте её отправим опять в путешествие. (На ладошке лежит снежинка из ватного диска. С силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой. Затем выдыхаем на широкий язык).
10) Рассказ «Снег – что это такое?» Снежинки. (З. Трофимова).
8 слайд
Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок (рассмотреть рисунки снежинок). Они похожи на белые звёздочки. Если вы поймаете несколько снежинок на рукавичку, и разглядите их хорошенько, то увидите, они разные.
Они будто кружевные, с тонкими лучиками, их ровно шесть, и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Если вы пробежите по снежной дорожке в ясный морозный день, то услышите, как скрепит под ногами снег. Как вы думаете почему?
Это ломаются у вас под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
В снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.
11) Физкультминутка. 9 слайд
- А сейчас давайте проведём физкультминутку.
«Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу».
Выполняем с движениями.
8). Игра «Помоги снеговику». 10 слайд
- Ребята, к нам на урок пришёл гость. (Открывается доска, на которой развалившейся снеговик, он плачет. Обыграть ситуацию).
- Ой, что случилось?
- Почему снеговик плачет? (Он подтаял и разваливается).
- Давайте поможем снеговику, слепим его заново, но для этого надо хорошо поработать.
- У вас в конвертах лежит развалившейся снеговик, вам его нужно собрать. (Самостоятельная работа, восстановление снеговика, выкладывание снеговиков на партах).
- Хорошо, молодцы, вы отлично потрудились, у всех получились хорошие работы. Мы слепили снеговика с вами заново, и он хочет остаться с нами.
IV. Беседа о зимних забавах и видах спорта. (10 мин.) 11и 12 слайд
- Посмотрите, пожалуйста, на плакат и скажите, что такое забавы? (Игры, развлечения, времяпровождение).
- Какие игры – забавы, связанные со снегом вы знаете? (Играть в снежки, строить снежные крепости, горки, копать пещеры).
- Сейчас мы проверим, кто знает, чем можно заняться зимой
Физкультминутка
«Что делал зимой,
Дай, дружок мне ответ
Слушай внимательно,
Отвечай «да» или «нет».
В снежки играли вы с друзьями?
Грибы по лесу собирали?
С горки на санках катались?
В деревне в речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своём грядки копали?
А с Дедом Морозом плясали?
Вы не устали ещё отвечать?
А через год зиму ждёте опять?»
V. Лес зимой. Животные. 13 слайд (5 мин.)
- Я вам загадаю загадки, а вы отгадками называйте зверей.
1. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее… (Лиса)
3. Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это -(Лось)
4. Сбросил серенькую шубку,
Белую к зиме надел.
Прыг – и позади лужайка,
Спрятался от волка (Зайка)
5. Кто в лесу разбойник серый?
Кто зубами щелк да щелк?
Вы, конечно, догадались:
Это злющий, страшный (Волк)
6. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Молодцы! Отгадали все загадки правильно.
VI. Птицы зимой. 14 слайд (3 мин.)
- Каких птиц вы видите? Опишите их внешний вид, чем питаются, где живут. Пользу или вред приносит? (Приносит пользу. Поедает насекомых. Очищает от вредителей деревья).
Вывод: Ребята, не так страшен для птиц холод, как голод. И мы должны заботиться о птицах. Делать для них кормушки и кормить их. А зверей, как и птиц, зимой надо подкармливать. В лесу развешивают заготовленные с лета и связанные в пучки ветки лиственных деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту.
VIII. Итог урока. За что мы любим зиму(5мин.) 15 слайд
За что мы любим зиму?
Быть может, что она
Забавами различными
И радостью полна?
С улыбкой вспоминаются
Веселые деньки:
Катание на санках,
лыжи, и коньки!
Мы любим зиму снежную
За горки, за снежки,
За то, что не кончаются,
Растут снеговики!
За праздник – новый год,
За множество подарков,
За время без забот
- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (Говорили о зиме, о зимних месяцах, читали стихи, говорили о животных и птицах, отгадывали загадки, играли).
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Какие признаки зимы вам известны? (Стало холодно, деревья потеряли наряд, часто идёт снег).
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Ребята, вы все хорошо работали, принимали активное участие на уроке, всем вам спасибо.
Список литературы:
1. Тихомирова Е. М. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы. М. :
2. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия 1- 4 ВАКО, 2005
3. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Группа продлё нного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 класс. М. : ВАКО, 2007 (Мастерская учителя)