Булатов Марат
Урок «Устройство токарного станка по дереву СТД-120 М» в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Класс : 6
Тема: Устройство токарного станка по дереву СТД-120М.
Цели:
- изучить назначение, общее устройство и принцип работы токарного станка СТД – 120М,
- расширить знания об истории развития токарных станков по дереву;
- повышать политехническую культуру;
Тип урока : комбинированный
Методы: словесный, практический, иллюстративный
Оборудование и материалы: проектор, токарный станок по дереву, кроссворд, карточки «Устройство СТД-120М», магнитные цифры.
План:
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Организационный момент.
2. Повторение предыдущего материала.
3. Актуализация темы занятия.
4. Изложение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Итоговая часть
Ход урока:
1. Орг. момент:
-приветствие;
- объявление темы и основной цели занятия;
- контроль посещаемости;
2. Повторение предыдущего материала.
- У: Прежде, чем перейти к новой теме, я хочу понять, как хорошо вы усвоили предыдущий материал. Для этого вы выполните небольшое тестовое задание, из правильных ответов к ним у вас должно получиться ключевое слово.
(раздача карточек с тестами, контроль выполнения задания)
1. Что такое порок древесины?
а) изменения формы
п) естественное состояние
м) отклонение в строении, внешнем виде и т. д.
2. К порокам древесины относят:
а) сучки
с) запах
т) цвет
3. Какие пороки древесины наиболее распространены?
н) повреждения при заготовке или транспортировке
с) сучки и трещины
ь) грибковые заболевания
4. Как называется графическое изображение изделия, выполненное чертежными инструментами по определенным правилам?
р) технологическая карта
с) эскиз
т) чертеж
и) технический рисунок
5. Как называются наибольшие размеры очертания предмета?
а) длина и ширина
в) высота
е) габаритные размеры
д) длина и толщина
6. Как называется графическое изображение, на котором изделие показано в собранном виде?
а) эскиз
н) технический рисунок
р) сборочный чертеж
л) чертеж
(ключевое слово- мастер)
3. Актуализация темы урока.
- У: Изготовить вручную цилиндрическую деталь хорошего качества - сложная задача. Решить которую, на протяжении большого количества лет человеку помогают деревообрабатывающие токарные станки. Я не зря произнес фразу «большого количества лет», ведь станок имеет давнюю и богатую историю. И изучение сегодняшней темы я хотел бы начать с небольшого путешествия в историю.
4. Изложение нового материала.
У:-. Давайте подробнее рассмотрим историю возникновения, становления и развития токарного дела и послушаем ваши комментарии к слайдам (представляется презентация)
1-й слайд
История относит изобретение токарного станка к 650 гг. до н. э. Станок представлял собой два установленных центра, между которыми зажималась заготовка из дерева, кости или рога. Раб или подмастерье вращал заготовку (один или несколько оборотов в одну сторону, затем в другую). Мастер держал резец в руках и, прижимая его в нужном месте к заготовке, снимал стружку, придавая заготовке требуемую форму.
2-й слайд
В XIV - XV веках были распространены токарные станки с ножным приводом. Ножной привод состоял из упругой жерди, закрепленной над станком. К концу жерди крепилась веревка, которая была обернута на один оборот вокруг заготовки и нижним концом крепилась к педали. При нажатии на педаль веревка натягивалась, заставляя заготовку сделать один - два оборота, а жердь - согнуться. При отпускании педали жердь выпрямлялась, тянула вверх веревку, и заготовка делала те же обороты в другую сторону.
3-й слайд
Токарные станки совершенствовались.
С начала XIX века начался постепенный переворот. На место старому токарному станку один за другим приходят новые высокоточные автоматические станки, оснащенные электродвигателями позволявший автоматически вытачивать разные формы из древесины.
4-й слайд
Универсальные токарные станки позволяют выполнять различные технологические операции.
5-слайд
Перед вами станок СТД-120М. Давайте подробнее остановимся на его устройстве. (конец презентации).
У:- Для того, чтобы облегчить вам задачу я раздам карточки «Устройство СТД-120М»(раздаю карточки, которые вы вклеите в рабочие тетради. На карточках показаны основные узлы и детали станка. Дома вы вклеите карточки в рабочие тетради и пользуясь учебником выпишите основное назначение деталей и узлов станка. (Д/з)
У:- Основание(1)- служит для общего крепления станка;
Электродвигатель(2) – для обеспечения вращательного движения;
Станина(3) – для крепления основных узлов и агрегатов станка;
Ограждение ременной передачи(4) – для защиты при работе;
Выключатель(5)- для пуска-остановки станка;
Светильник(6)- для подсветки рабочей зоны;
Передняя бабка(7)- служит для поддержания заготовки и приведения ее во вращательное движение;
Шпиндель (8)- для передачи вращательного движения на заготовку;
Подручник (9)- для поддержания резца и удобства при работе;
Задняя бабка (10)- для поддержания длинных заготовок при помощи центра;
Защитный экран (11)- для защиты глаз от пыли и стружки;
У:- А теперь мы более наглядно рассмотрим и изучим станок. Подойдите к станку и станьте полукругом. (Учащиеся становятся рядом со станком. Учитель показывает и называет основные части станка, кратко называет назначение деталей и узлов станка, затрагивает вниманием элементы техники безопасности при работе на станке).
План:
1. назначение и ТХ станка СТД 120М
2. основные части станка, их назначение.
3. элементы техники безопасности.
- А чтобы вам стало более понятно, какие изделия можно изготовить на станке СТД 120М, я подготовил несколько объектов труда для демонстрации. (демонстрация объектов, краткий комментарий).
5. Закрепление нового материала.
У - Для проверки и закрепления сегодняшнего материала давайте проведем игру.
Учитель делит учащихся на две команды. Объясняет условия игры. Включает пятый слайд (устройство станка). Командам дают одинаковые наборы магнитных цифр. Задание – по команде учителя нужно правильно прикрепить магнитные цифры на детали станка. (2-4-6-8-10-1-3-7-9-11)
Основание(1) Электродвигатель(2) Станина(3) Ограждение ременной передачи(4) Светильник(6)Передняя бабка(7)Шпиндель (8)Подручник (9)
Задняя бабка (10)Защитный экран (11)
У: - Вижу, что новый материал вы усвоили достаточно успешно.
6. Заключительный этап.
Учитель делает выводы по занятию, выставляет и комментирует оценки учащихся.
Задает домашнее задание.