Лидия Кудрявцева
Урок МХК в 10 классе «Музыка эпохи Возрождения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Музыка эпохи Возрождения»
Тип урока : Урок сообщения новых знаний
Форма урока : лекция
Технология урока. Проблемное обучение
Цель урока : формирование целостных представлений об основных жанрах духовной и светской музыки в эпоху Возрождения
Задачи.
Обучающие:
Публикация «Урок МХК в 10 классе „Музыка эпохи Возрождения“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- МХК
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- уметь слушать духовную и светскую музыку эпохи Возрождения, определять характерные признаки и приемы создания художественных образов;
- уметь определять интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки эпохи Возрождения;
- проводить самостоятельно поиск, отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов того времени.
Учащиеся должны знать:
1) специфику музыки как вида искусства;
2) значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Учащиеся получат возможность:
1) узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
2) пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре.
Развивающие:
- формировать умения передавать свои впечатления от прослушанной музыки;
- развивать умение определять по характерным признакам музыку эпохи и отдельных ее композиторов;
- развивать умение находить и классифицировать информацию о музыке, ее создателях и исполнителях.
Воспитательные:
- формировать навыки оценивания музыки различных эпох с духовно-нравственных и эстетических позиций.
- формировать навыки самостоятельной деятельности при решении проблем творческого и поискового характера в ходе урока.
- воспитать потребность эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию.
Планируемые образовательные результаты.
1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут дать определения понятиям «месса», «мотет», «псалом», «гимн», «мадригал»
Метапредметные: на данном уроке учащиеся смогут реализовать задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- извлекать информацию и делать логические выводы;
- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
2. Личностные: в результате урока учащиеся смогут
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;
- воплощать особенности музыки на основе полученных знаний;
- уметь участвовать в коллективно-творческой деятельности
Основные термины, понятия: треченто, кватроченто, чинквеченто, месса, мотет, гимн, псалом, мадригал.
Оборудование (компьютер, проектор, рабочие листы для учащихся, листы самооценки).
План урока :
1. Организационный момент
2. Мотивация
3. Актуализация знаний
4. Целеполагание и планирование
5. Изучение нового материала
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Ход урока
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся время
1 этап
Орг. момент - приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе не более
1 мин.
2 этап.
Мотивация - Задает вопросы:
1. 1. Что изображено на слайдах?
Формулирование темы урока : как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок? - участвуют в обсуждении;
- отвечают на проблемные вопросы;
- формулируют предполагаемую тему урока не более
2 мин.
3 этап.
Актуализация знаний Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме)
- организует ответы по плану:
Чьи портреты вы видите на слайде? Кто авторы этих картин? В какую эпоху они творили? - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;
- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты, которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) не более
2 мин
4 этап. Целепола-
гание и планирование
- Формулирует цель урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).
Планируемые результаты: после урока вы сможете
- дать определение понятиям - «мадригал», «мотет», «псалом»
- послушать произведение и высказать свое мнение по поводу применения его в жизни; - отвечают на вопросы
«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,
«Какие вопросы касаются темы и могут войти в план урока?» не более
1 мин
5 этап. Изучение нового материала - Организует работу
1. с понятиями –
- запись в тетради (с доски или из презентации);
2. по подготовке к прослушиванию
3. ознакомлению с творчеством композиторов
- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;
- сравнивают варианты ответов, делают выводы;
- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.
- слушают, анализируют произведения 30 мин.
6 этап. Рефлексия. Синквейн. Оценивание. Проверяет результат:
- составляют синквейн по теме «Музыка эпохи Возрождения»
- заполняют оценочные таблицы 3 мин.
7 этап.
Домашнее задание. - Дает задание: подготовиться к итоговому уроку 1 мин.
Учитель: Добрый день! Проверьте, пожалуйста, наличие учебных материалов на ваших рабочих местах. Это листы ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать) и листы самооценки, которые вы будете заполнять в течение урока, а в конце урока подведем итоги. У некоторых лежат тесты по теме «Эпоха Возрождения». Пожалуйста, подпишите тесты и выполните.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что изображено на слайде? (см. Приложение «Презентация»)
Учащиеся: портреты музыкантов, художников, репродукции картин «Мона Лиза», «Сикстинская Мадонна», ноты.
Учитель: Чьи портреты вы видите на слайде? Кто авторы этих картин? И в какую эпоху они творили?
Учащиеся: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти. Это художники эпохи Возрождения.
Учитель: Внимательно посмотрите на слайд. Как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок? О чем мы будем с вами говорить?
Учащиеся: О музыке эпохи Возрождения.
Учитель: Правильно. Тема нашего урока «Музыка эпохи Возрождения». А какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока?
Учащиеся: Вспомнить, что такое «Возрождение», периоды эпохи, выдающихся мастеров.
Учитель: Сегодня мы рассмотрим такие понятия, как «мадригал», «хорал», «мотет», «псалом», познакомимся с творчеством Орландо Лассо.
Итак, что же означает «Возрождение»?
Само название «Возрождение» вызвано тем, что эта эпоха стремилась вновь вернуть к жизни прежние формы древнегреческого искусства. Это было время, о котором образно и точно сказал И. А. Бунин в стихотворении «Возрождение» :
… Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь – весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Стремились все – открыть, изобрести,
Найти. Создать… Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.
Да, действительно, человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир… Деятели Возрождения искали его образцы прежде всего в античной культуре, ее возрождении (отсюда и название). Этот мир запечатлен в архитектуре Флоренции. Рима и Венеции, портретах, созданных Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Тицианом и Дюрером. Он преломляется в любовной лирике Петрарки, сатирических персонажах Боккаччо. Рабле и Сервантеса; отражается в страстях шекспировских героев и философских утопиях Томаса Мора и Эразма Роттердамского. Это находит удивительное созвучие в торжественных церковных мессах и светских мадригалах Палестрины и Орландо Лассо.
Давайте вспомним периоды эпохи Возрождения :
Проторенессанс или Предвозрождение – треченто - вторая половина XIII-XIV вв. ;
Раннее Возрождение – кватроченто – XV в. ;
Высокое Возрождение – чинквеченто – конец XV – начало XVI вв. ;
Позднее Возрождение – середина и вторая половина XVI в.
Также есть понятие – Северное Возрождение – XV-XVI вв. – оно подразумевает страны, расположенные севернее Италии. Это Нидерланды, Франция, Германия, Великобритания.
Леонардо да Винчи однажды записал в своем дневнике: «Берегитесь грубого и резкого, пусть тени ваши тают как дым, как звуки дальней музыки».
Действительно, музыке Возрождения оказались совершенно чуждые, грубые и резкие звуки. Законы гармонии составили ее главную суть. Гармонический склад музыки Ренессанса нашел отражение в одном из сонетов Шекспира:
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, -
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Мы уже рассматривали картины художников Возражения, где вдохновенно пели небесные ангелы («Гентский алтарь» Яна Ван Эйка) или музицировали в дружеском кругу на шумном и веселом пиршестве герои Паоло Веронезе («Брак в Кане»). Кажется, что пение и музицирование являлись одним из излюбленных сюжетов в творчестве многих художников. Ну, а в жизни? Музыка звучала повсюду : на улицах и площадях, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож и королей. Музыка, наряду с грамматикой, риторикой и поэзией, входила в так называемые «науки человеческие». Велика была ее роль в нравственном воспитании общества.
Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения. В эпоху Возрождения она сохранила основные темы средневековой музыки : хвалу Господу и Творцу мира, святость и чистоту религиозного чувства. Главная цель такой музыки, как говорил один из ее теоретиков, - «услаждать Бога».
Основу музыкальной культуры составляли мессы, мотеты, гимны и псалмы. Церковная месса, восходящая к традиционным мелодиям григорианского хорала, наиболее ярко выражала суть музыкальной культуры.
Как и в Средние века, месса состояла из пяти частей, но теперь она стала более величественной и масштабной.
Мир уже не казался человеку столь малым и обозримым. Напротив он открывался ему во всем величии и многообразии. Обычная жизнь с ее земными радостями уже перестала считаться греховной.
Постепенно в сочинения церковных композиторов начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен вовсе не религиозного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. Напротив, в музыке удивительным образом соединилось божественное и человеческое.
Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в 15 веке в Нидерландах. Здесь музыка почиталась больше других видов искусства. Нидерландские и Фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического (многоголосного) исполнения – классический «строгий стиль».
Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров стала имитация – повторение одной и той же мелодии в разных голосах.
Ведущим голосом стал тенор, которому поручалось главная повторяющаяся мелодия – cantus firmus («неизменный напев»).
Ниже тенора звучал бас, а выше - альт.
Самый верхний, то есть возвышающийся над всеми, голос получил название сопрано.
С помощью математических расчетов нидерландским и фламандским композиторам удалось вычислить формулу сочетаний музыкальных интервалов :
Главной целью сочинительства становится создание стройной, симметричной и грандиозно, внутренне завершенной звуковой конструкции.
Один из ярчайших представителей этой школы Йоханнес Окегем (ок. 1425 – 1497) на основе математических вычислений сочинил мотет на 36 голосов.
(Йоханнес Окегем. Мотет на 36 голосов)
Значительный интерес представляет творчество нидерландского композитора Орландо Лассо (ок. 1532 – 1594г, создавшего более 2000 произведений культового и светского характера.
Франко-фламандский композитор, крупнейший представитель нидерландской школы, один из величайших мастеров полифонии. В детстве пел в церковном хоре в Монсе. Находясь на службе у герцога Фердинанда Гонзаги (с 1544, побывал в Сицилии, Италии, Франции и Англии. С 1556 жил в Мюнхене, где пел в придворной капелле, в 1563—94 руководил ею. Завоевал европейскую известность.
Типичный представитель эпохи Возрождения, объединивший в творчестве особенности разных национальных музыкальных культур, Л. создал высокие образцы хоровой полифонии различных жанров светской и культовой музыки. Образный мир его музыки широк и разнообразен — от глубокой скорби до юмора, от философской углублённости до грубоватой жанрово-бытовой сценки, от бурных драматических страстей до тонкой душевной лирики. В большинстве произведений (всего создал свыше 2000) Л. опирался на народную песенность. Среди культовых сочинений выделяются мотеты (всего создал свыше 1200; сборник 516 мотетов под названием «Великое музыкальное творение», издан посмертно в Монако, 1604, «Покаянные псалмы» (1565) и мессы (57 месс, большей частью а капелла). Хоровое и оркестровое звучание монументальных полифонических произведений Лассо отличается красочностью, пышностью, сочностью, драматической силой. В светских сочинениях — итальянских мадригалах, французских и немецких многоголосных песнях и др. вокальных произведениях на тексты античных и современных Лассо поэтов, а также на свои собственные стихи (среди них — получившая мировую известность песня «Эхо», исполняемая и сов. хорами) — часто использовал бытовые интонации, юмор, изобразительные эффекты, придающие этим сочинениям характер нидерландской «жанровости». Создал свою школу (крупнейший из учеников — Дж. Габриели).
В излюбленный жанр мотета он внес множество новаторских приемов. Ему принадлежит попытка освоить жанр «страстей» (пассионов).
Лассо создал пассионы ко всем 4-м Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из 5-ти голосов открывал путь к жанру оперного искусства.
Одним из музыкальных шедевров композитора стала песня «Эхо», в которой мастерски были переданы далекие и тихие отголоски громких фраз хора.
(Орландо Лассо. Песня «Эхо» - слушание)
А сейчас мы сымитируем эхо, только не голосом, а глазами, то есть проведем физкультминутку.
(проводится физкультминутка)
Светская музыка Возрождения была представлена различными жанрами: мадригалами, песнями, канцонами. Музыка, перестав быть «служанкой церкви», теперь стала звучать не на латинском, а на родном языке.
Наиболее популярным жанром светской музыки стали мадригалы (итал. Madrigal – песнь на родном языке) – многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания: Данте, Франческо Петрарки и Торквато Тассо. Мадригалы исполнялись не профессиональными певцами, а целым ансамблем любителей, где каждую партию вел один певец. Основное настроение мадригала - печаль, тоска и грусть, но встречались и радостные, оживленные сочинения.
Современный исследователь музыкальной культуры Д. К. Кирнарская отмечает: «Мадригал перевернул с ног на голову всю музыкальную систему эпохи Возрождения : разрушилась ровная и гармоничная мелодическая пластика мессы… исчез и неизменный cantus firmus, фундамент музыкального целого… Привычные методы развития «строгого письма»… уступили место эмоциональным и мелодическим контрастам эпизодов, каждый из которых максимально выразительно пытался донести заключенную в тексте поэтическую мысль». Мадригал окончательно подорвал слабеющие силы «строгого стиля».
В эпоху Возрождения было положено начало профессиональному композиторскому творчеству. Мы уже познакомились с достижениями композиторов нидерландско-фламандской школы, а теперь обратимся к творчеству Палестрины (1525 – 1594г, одного из ярчайших представителей классической музыкальной школы Италии.
Его наследие составляет множество произведений духовной и светской музыки : 93 мессы, 326 гимнов и мотетов. Он является автором 2-х томов светских мадригалов на слова Петрарки. Созданную им церковную музыку отличает чистота и возвышенность чувств. Светская музыка композитора проникнута необыкновенной одухотворенностью и гармонией.
(звучит мадригал «Синее небо» Палестрины)
Не менее популярным жанром светской музыки была песня в сопровождении музыкальных инструментов.
В отличие от музыки, звучащей в церкви, песни были довольно простыми в исполнении. Их рифмованный текст отчетливо членился на 4 – 6-строчные строфы. В песнях, как и в мадригалах, большое значение приобретал текст. При исполнении поэтические строки не должны были затеряться в многоголосном пении.
Эпохе Возрождения мы обязаны формированию инструментальной музыке как самостоятельного вида искусства. В это время появляется ряд инструментальных пьес, вариаций, прелюдий, фантазий, рондо и токкат. Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган, клавесин, виола, различные виды флейт, а в конце 16-го века скрипка. Но особо следует сказать о лютне – старинном щипковом инструменте, наиболее полно воплотившем дух музыкального Ренессанса. Исследователь музыкальной культуры Возрождения Р. А. Насонов отмечает:
«…Отовсюду слышим мы ее звуки – легкие, подвижные, быстро угасающие и появляющиеся вновь, сливающиеся в оживленные пассажи и разливающиеся вольными, ритмически свободными переборами… Превосходно звучат на лютне тонкие и изысканные мелодии, веселые и сладостно-меланхолические, под ее аккомпанемент удобно петь и танцевать, с помощью лютни можно исполнить в облегченном варианте любую мудреную многоголосную композицию… Изящная и переменчивая, легко подстраивающаяся на нужный лад, лютня была идеальным инструментом для «достойного и добродетельного проведения досуга».
(Звучит ирландская музыка «Зеленые рукава» на лютне)
Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров : сольной песни, оратории и оперы.
Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре. А произошло это так.
В итальянском городе Флоренция в конце 16-го века стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Никто из них тогда не помышлял о каком-либо открытии. И все-таки именно им суждено было совершить настоящий переворот в театральном и музыкальном искусстве. Возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям характеру античной драмы.
Члены камераты тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей. От актеров требовалось исполнение разговорных партий речитативом (декламацией, речью на распев).подобное исполнение позволяло передавать богатство внутреннего мира человека. На основе таких вокальных партий возникли арии – законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.
Оперный театр быстро завоевал любовь и стал популярным не только в Италии, но и других странах Европы (сказать об опере сериа и буфф). Опера превратилась в неотъемлемую часть развлечений и придворных празднеств изысканной публики. Это были удивительные по красоте и роскоши зрелища! Декораторы возводили причудливые пейзажи с фонтанами, цветущими лугами и непроходимыми, дремучими лесами. Из таинственных гротов выходили красавцы. Неожиданно под покровом фантастических видений появлялись мужественные герои, с ними происходили самые невероятные события и превращения. Во всем царили грандиозность и размах. В музыкальном сопровождении порой было занято около сотни исполнителей. Первые представления осуществлялись в небольших (камерных) театрах, рассчитанных на определенное количество зрителей. Каждое слово певца должно было звучать громко и отчетливо. Первой оперой была «Дафна» (1594) Якопо Пери. Опера не сохранилась до наших дней.
Какой вывод мы можем сделать? Каковы особенности музыки Возрождения?
Как вы думаете, мы достигли нашей цели?
По пройденной теме нужно составить синквейн:
1) одним словом выразить главную тему урока;
2) двумя прилагательными дополнить главную мысль;
3) тремя глаголами дать характеристику теме урока
4) одним предложением высказать своё мнение об уроке
5) одним словом подвести итог.
Музыка
Классико - романтическая, ренессансная
Развивается, утверждается, становится
Становится вершиной мирового развития
Вершина
Оценивание. Домашнее задание: Подготовиться к итоговому уроку.
Спасибо за урок. До свидания!
Список использованной литературы
1. Данилова Г. И. Искусство. 10 класс. Базовый уровень. / Г. И. Данилова. – М. : Дрофа, 2014. – с. 346-352
2. Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А. Музыка эпохи Возрождения. /Ю. К. Евдокимова, Н. А. Симакова. – М., 1982
3. Кирнарская Д. К. Классическая музыка для всех/Д. К. Кирнарская. – М., 1997
4. Конен В. Д. Франко-фламандская школа в музыке : Искусство Раннего Возрождения/В. Д. Конен. – М., 1980
Интернет-ресурсы
1. Российский общеобразовательный портал – https://music.edu.ru/
2. Музыкальная культура Ренессанса – https://music.prsiterun.com/livanova1.html
3. Материалы из архива музыки Реннессанса : https://manfredina.ru/
4. Палестрина Д. П., Лассо О. Музыка ренессанса – https://orpheusmusic.ru/publ/4
5. https://www.musicaneo.com
6. https://www.muz-lit.info
7. https://www.studopedia.ru
8. https://www.ipleer.fm
9. https://www.muzofond.com