Галина Матяс
Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : урок объяснения нового материала.
Цель урока :
-формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации.
Задачи:
-совершенствование навыков счёта;
-развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;
-создание ситуации успеха.
Продукт урока :
-знания о числе и цифре 8.
Оборудование : наглядно - дидактический материал, веера цифр, счётные палочки.
Учитель. Смолк звонок. Проверь дружок,
Публикация «Урок математики в 1 классе „Число и цифра 8“» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Готов ли ты начать урок?
Дети. Всё на месте, всё в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.
Карандаш, линейка есть.
Учитель. Разрешаю тихо сесть
-Ребята, а вы любите праздники?
-А какие праздники вы знаете?
-Какой ваш самый любимый праздник?
-А как вы думаете, какой сегодня праздник?
-Я вам подскажу: сегодня – День Рождения. А у кого, вы узнаете, послушав музыку.
(звучит песня из мультфильма про кота Леопольда)
-Давайте жить дружно" - знаменитая фраза кота Леопольда, которую он постоянно повторял мышам, которые его донимали. Кот Леопольд пригласил нас всех на день рождения. Согласны? Тогда в путь.
- А отправимся на день рождения мы на поезде.
- Поторопитесь приобрести билеты. Цена билета 7 рублей. Представителям I, II, III рядов – набрать разными купюрами 7 рублей и купить билеты каждый своему ряду.
- Но мышата-проказники уже успели заклеить окошки в вагончиках. Быстренько их открываем.
- В каком вагоне поедет I ряд; II ряд; III ряд мы узнаем, когда решим задачи-шутки. Я буду читать задачи отдельно для каждого ряда, но считаем все. Если понадобится помощь вашим одноклассникам, то мы поможем.
– Вопрос I ряду – Дети руки поднимали,
На вопросы отвечали:
Два раза ответил Коля,
Пять раз ответила Оля.
Сколько раз ребята встали,
На вопросы отвечали.
Д. 7 – Дети I ряда поедут в вагоне № 7
- Вопрос II ряду – Три ромашки-желтоглазки,
Два весёлых василька,
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? Работа с веерами
Д. 5 – Дети II ряда поедут в вагоне № 5.
- Вопрос III ряду – Все мы знаем сказку «Репка»,
Все умеем мы считать.
Мы попробуем, ребята,
Всех героев вам назвать:
Внучка, Жучка,
Кошка, Мышка,
Дед и бабушка при них.
Ну, попробуйте, ребята,
Сосчитать их всех одних.
.
Д. 6 – Дети III ряда поедут в вагоне № 6
- Молодцы! Мы заняли 3 вагона. А в остальных вагонах поедут наши гости.
- Какие вагоны они займут?
Д. 1,2,3,4
Загудел паровоз
И вагончики повез:
"Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
К Леопольду вас качу!"
-Так как кот Леопольд с нетерпением ждет нашего приезда, давайте прямо с поезда отправим ему телеграмму.
-Я буду задавать вам вопросы. Ученик, которого я вызову, должен будет перевернуть карточку с нужным ответом. На стороне карточки написана буква. (Дети по очереди выходят к доске.)
-Какие соседи у числа 5(4,6)
-Какое число предшествует числу 6? (5)
-Какое число следует за числом 2? (3)
-Самое маленькое число из тех, которые мы изучили? (1)
-Самое большое число из тех, которые мы изучили? (7)
-Какое число стоит между числами 1 и 3? (2)
– Хором читаем телеграмму.
На доске:
1 2 3 4 5 6 7
в с т р е ч а й
(буква открыта)
- Путь наш не близок, и, чтобы не было скучно в дороге, мы займемся математическим счетом.
Мама права,
Один и один – это (два)
Как ни хитри,
Но два плюс один будет – (три)
Во всем мире
Три и один – (четыре).
Легко понять,
Что четыре и один будет (пять).
Важная весть –
Пять плюс один будет (шесть). Отвечают хором
Известно всем:
Шесть и один – (семь).
У кого ни спросим,
Семь и один – (восемь).
Можешь поверить,
Восемь и один – (девять).
И если все взвесить,
Девять и один – (десять).
Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Теперь можно куролесить
-При прибавлении 1 к числу,какое число получаем? (следующее число)
-Чтобы не ошибиться в пути,нам необходимо знать цифры. Поиграем в игру «Отгадай цифру»
(Формирование умения соотносить числа 1,2,3,4,5,6,7 с соответствующей цифрой
(работа в группах)
I- группе нужно найти на рисунке красные фигуры, пересчитать их и обозначить цифрой.
II- группе нужно найти на рисунке синие фигуры, пересчитать их и обозначить цифрой.
III- группе нужно найти на рисунке жёлтые фигуры, пересчитать их и обозначить цифрой.
IV- группе нужно найти на рисунке зелёные фигуры, пересчитать их и обозначить цифрой.
I II III IV
Красные -? Синие -? Жёлтые -? Зелёные -?
(обозначить цифрой фигуры одинакового цвета)
- Что общего у фигур каждого столбика?
-Как называются фигуры каждого столбика?
- Чем отличаются фигуры каждого столбика?
Физминутка.
Поднимает руки класс
Это раз
Повернулась голова
Это два
Руки вниз, вперёд смотри
Это три
Руки в сторону пошире,
Развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать
Это пять
Всем ребятам тихо сесть
Это шесть
Семь, восемь лень отбросим.
Постановка проблемы.
- А теперь отгадайте загадки и подумайте, что их объединяет?
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног.
Кто, скажи, я - … (осьминог)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк. (Паук)
- Что объединяет обе загадки?
- Определите тему урока?
- Что вы знаете о числе и цифре восемь? (число8 стоит за числом 7, между числами 7 и 9)
- Что не знаете о числе и цифре 8?
- Чему будете сегодня учиться на уроке?
УЗ. Сегодня мы познакомимся с числом 8, научимся обозначать его цифрой, сравнивать с другими числами, составлять и решать примеры.
-Вспомним путешествие по числовому отрезку. На какой станции остановились? Стоит ли продолжать путешествие? Зачем? (мы познакомились не со всеми числами)
1 2 3 4 5 6 7
-Положите перед собой 7 палочек
-Как получить число 8?
(Чтобы получить число 8 нужно к 7 прибавить 1).
-Почему вы так думаете?
(Число 8 следует за числом 7, а чтобы получить следующее число, надо к предыдущему прибавить 1.)
- Как это записать выражением?
7 + 1
– Почему на числовом луче стрелка направлена вправо?
(Потому что число увеличивается, так как прибавили 1.)
-Где будет находиться число 8 в нашем ряду?
Учитель показывает на числовом ряду «движение» от числа 7 к числу 8
-Возьмите 8 палочек и сделайте геометрическую фигуру. Как она будет называться? Почему?
(восьмиугольник)
Вилась веревочка, вилась,
В две петельки заплелась.
"Что за цифра?" - маму спросим.
Мама нам ответит: "Восемь".
-Число 8 обозначается цифрой 8
-Найдите на рисунке цифру 8.
- На день рождения принято ходить с цветами, мы тоже должны приготовить букет, но необходимо цветы пересчитать.
--Сколько всего? (8)
Используя картинку распределите цветы в 2 вазы.
-Сколько цветов в 1 вазе? Какого цвета? (3, белого)
-Сколько цветов во 2 вазе? Какого цвета( 5, красного)
- Сколько всего? (8)
-Как получили 8? (5 и 3)
-А давайте подарим Леопольду воздушные шары.
- Сколько шаров на рисунке?
-Как получили число 8(4 и 4)
-Кот Леопольд готовил угощение для гостей. В вазе лежало 8 конфет. Мышата уже напроказничали и утащили 1. Сколько конфет осталось в вазе(7)
- Какая запись является решением для нашей задачи? Докажите.
8-1
8+1
Письмо цифры 8
- Познакомимся с цифрой 8 письменной.
(Показ цифры 8 письменной.)
-На что похожа цифра 8?
К этой цифре ты привык
Эта цифра - снеговик
Лишь зима сменяет осень
Дети лепят цифру 8
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи кружок.
- Цифра восемь плюс крючки –
Получаются очки…
- А кто уже умеет писать эту цифру?
Прописывание пальцем руки на ладошке
- Вы уверены, что правильно пишете 8?
- Тогда посмотрим внимательно, как нужно правильно писать цифру 8.
-А поможет нам в этом волшебная бабочка, она сегодня летает в форме 8.
Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего овалов. Начинаем писать цифру немного ниже и правее середины верхней стороны, ведём линию вправо вверх, закругляем, касаясь верхней и правой сторон клетки, затем справа налево, закругляя и ведя слева направо к середине нижней стороны клетки. Далее линия закругляясь, идёт вверх к начальной точке.
Учитель передвигает бабочку на палочке по траектории цифры 8, учащиеся следят за бабочкой глазами, затем двигая носом (представляют, что они Буратино с длинным носом).
- Подготовьтесь к письму в тетради, сядьте правильно, проверьте то, как держите ручку. Сначала пропишем цифру в воздухе (учитель на доске).
-Далее по точкам, а затем самостоятельно (использование треугольника –помощника)
-Обведите лучшую цифру
- Оценим свою работу на данном этапе (самооценка, взаимооценка)
-Ребята, посмотрите, что наделали проказники-мышата, пока мы с вами учились писать цифру8! Они общипали наш букет. Как нам быть?
-Это можно поправить только с вашей помощью. Надо решить задачу и примеры, тогда цветы возвратятся на свои места. Быстро за дело! Мы ведь уже подъезжаем к нужной станции.
-Чтение задачи вместе с учителем. Подчеркните условие синим карандашом, а вопрос – красным.
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Давайте сделаем схему к задаче.
- Каким действием будем решать задачу?
- Почему?
-Какое решение запишем?
8-2=6
- Какой ответ задачи?
- А сейчас нам нужно дополнить записи знаками «+» и «-» с опорой на ряд чисел. Давайте вспомним о знаках «+» и «-»
- _Если ответ в примере увеличивается, какой знак используем?
- А если уменьшается?
(самостоятельная работа, самопроверка - ответы на доске)
5+1=6 3+1=4
6+1=7 4+1=5
-Ребята, благодаря вам букет спасён и мы можем вручить его имениннику.
Вот и наша остановка. Нас встречает сам именинник – кот Леопольд. Что нужно сказать?
Д. Нужно сказать: "Поздравляем!" – и вручить корзину с цветами.
У. Что ответит именинник?
Д. "Спасибо!"
У. Что должны сделать проказники-мышата?
Д. Извиниться.
У. Каков будет ответ кота Леопольда?
"Ребята, давайте жить дружно!"
- Что интересного запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Какое у вас настроение?
И напоследок, кот Леопольд приготовил всем гостям угощение. Вам нужно соединить цифры от 1 до 8 и получить сюрприз.
1 7 6 4
8 2 3 5
У. Наше путешествие завершено. Большое всем спасибо! Вы очень хорошо работали на уроке.